Кого мы потеряли в 2010-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Георгий Гаранян (75),  11 января 2010 г.

Георгий Гаранян           Георгий Гаранян – известный музыкант и народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат международных джазовых фестивалей. Во многом он прославился и как художественный руководитель и главный дирижёр Государственного джазового оркестра имени Олега Лундстрема.

Георгий Арамович представлял первое послевоенное поколение мастеров российского джаза. Он начал музыкальную карьеру в 1950-х годах в ансамбле "Золотая восьмёрка". В 1958 году саксофон Гараняна зазвучал в оркестре Олега Лундстрема, а затем, в 1966 году, – в концертном эстрадном оркестре Всесоюзного радио. В середине 1960-х годов джазовые пьесы в современном стиле, звучавшие на волнах Всесоюзного радио, принесли Гараняну и выступавшим вместе с ним музыкантам широкую популярность.

В 1973 году многих музыкантов бывшего оркестра Гостелерадио пригласили работать на фирму грамзаписи "Мелодия". Георгий Гаранян стал руководителем одноимённого ансамбля. Вот тогда и родился поистине звёздный состав, который с равным блеском аккомпанировал певцам, записывал танцевальную музыку и джазовые композиции от свинга до джаз-рока.

Гаранян был известен не только как исполнитель, но и как композитор: он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, среди которых "Покровские ворота", "Вечерний лабиринт" и "Рецепт её молодости". По приглашению одного из лучших дирижеров мира – Геннадия Рождественского – ансамбль "Мелодия" и Георгий Гаранян (как солист-импровизатор) принимали участие в премьере Первой симфонии Альфреда Шнитке. Кроме того, Гаранян некоторое время был главным дирижёром Цирка на Цветном бульваре, а также вёл радиопередачу "Джаз-клуб Георгия Гараняна" и телепрограмму "Джем-5" на канале "Культура".

В 1991 году Гаранян реализовал свою давнюю мечту и создал Московский биг-бенд, в который пригласил самых маститых джазменов-профессионалов страны. Специалисты и рядовые зрители не раз отмечали уникальное звучание этого оркестра, великолепные аранжировки, созданные его руководителем. Однако, как признавался сам Георгий Арамович, самым большим достижением он считал свой учебник "Аранжировка для эстрадных, инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей", написанный в 1970-х годах. По этой книге до сих пор учатся студенты всех музыкальных вузов и училищ России.

Владимир Карпов (87),  18 января 2010 г.

Владимир Карпов           Владимир Карпов – известный русский советский писатель, публицист и общественный деятель. Автор романов, повестей, рассказов и исследований о Великой Отечественной войне, Герой Советского Союза.

В апреле 1941 года, будучи курсантом, по доносу был репрессирован. В 1942 году во время Великой Отечественной войны в составе штрафной роты 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии воевал на Калининском фронте, был командиром взвода разведчиков. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года В. В. Карпов удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1944 году после лечения тяжёлого ранения стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба. В 1945 году опубликовал свои первые литературные произведения. С 1962 года – член Союза писателей СССР.

После выхода в отставку с военной службы (1966) работал заместителем главного редактора Госкомпечати Узбекской ССР. С 1973 года был заместителем главного редактора журнала «Октябрь». В 1981—1986 годах Владимир Карпов возглавлял журнал «Новый Мир» – был его главным редактором. С 1986 по 1991 год он был первым секретарём правления Союза писателей СССР. Он известен, прежде всего, как автор таких произведений: "Командиры седеют рано", "Маршальский жезл", "Взять живым!", романа "Не мечом единым", "Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира" в 2 томах, биографии Сталина "Генералиссимус" в 2 томах и других.

Ирина Архипова (85),  11 февраля 2010 г.

Ирина Архипова           Ирина Архипова – советская и российская оперная певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра (1956—1988), Герой Социалистического Труда (1984), народная артистка СССР (1966), трижды кавалер ордена Ленина (1971, 1976, 1985) и Ордена Святого Андрея Первозванного (2005), лауреат Ленинской премии (1978), лауреат Государственной премии России (1996).

Ирина Константиновна по праву носила титул «Царица русской оперы». Имя Архиповой – одно из самых ярких российских имен на мировой оперной сцене второй половины ХХ века.

Ирина Архипова родилась в Москве и училась в Московском архитектурном институте, параллельно занимаясь в вокальном кружке, затем поступила в Московскую консерваторию и в 1953 году окончила её. В 1954-1956 годах – солистка Свердловского театра оперы и балета, с 1956 года – солистка Большого театра. Исполнение Ириной Архиповой партии Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе получило мировое признание. Ей было свойственно глубокое внутреннее раскрытие образа и продуманность интерпретации. Она обладала даром сценического перевоплощения.

С 1955 года гастролирует за рубежом (Австрия, Польша, ГДР, Финляндия, Италия, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, США, Япония, Франция, Канада). В 1967 и в 1971 годах пела в театре Ла Скала (партия Марфы и партия Марины Мнишек). В 1980-е выступила с циклом концертов «Антология русского романса».

Ирина Архипова занималась активной общественной, благотворительной и педагогической деятельностью. Неоценимый вклад она внесла в воспитание творческой молодежи. Всю свою жизнь знаменитая певица помогала молодым талантам. С 1975 года Архипова преподавала в Московской консерватории, с 1984 года – профессор. Также она возглавляла Международный союз музыкальных деятелей и фонд, была бессменным председателем жюри Международного конкурса вокалистов им. Глинки.

Владимир Мотыль (82),  21 февраля 2010 г.

Владимир Мотыль           Владимир Мотыль – советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, Народный артист России (2003). Он родился в белорусском городке Лепель в еврейской семье. Его отец – слесарь минского завода «Коммунар» Яков Давыдович Мотыль (1901—1931) – через три года после рождения сына был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где спустя менее чем год погиб. Детские годы Владимир Мотыль провёл с матерью в ссылке на Урале.

Владимир Мотыль закончил актёрское отделение Свердловского театрального института (1948) и исторический факультет Свердловского университета (1957). Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года – главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. В 1957—1960 был режиссёром Свердловской киностудии.

Свой первый самостоятельный фильм, «Дети Памира», Владимир Мотыль снял в 1963 на Таджикской киностудии. А в 1967 году он снял нашумевшую комедию на военную тему "Женя, Женечка и "Катюша", по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Фильм был неоднозначно принят идеологами кинокомитета, что повлекло за собой запрет на профессию. Спасением для режиссёра стала уникальная студия Григория Чухрая, которая имела особый статус и пригласила опального режиссёра на постановку сценария "Пустыня".

Русский "вестерн" Мотыля "Белое солнце пустыни" (1969) оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате советской кинопродукции. Фильм "Белое солнце пустыни" стал талисманом покорителей космоса. В 1995 году фильм по результатам массового электронного опроса телезрителей России телекомпанией РТР победил в номинации "Самый любимый фильм российских зрителей".

В 1975 году Владимир Мотыль выпускает исторический фильм "Звезда пленительного счастья" о судьбах декабристов. Музыку к этим трём самым известным фильмам Владимира Мотыля, а также к ещё трём картинам Владимира Мотыля, написал его друг Исаак Шварц.

Фильм Мотыля "Лес" (1980), снятый по мотивам пьесы А.Н. Островского, был запрещён к показу, а режиссёр снова изгнан из киноиндустрии. Правда, спустя некоторое время Владимир Мотыль был приглашён в Останкино в творческое объединение "Экран" на должность художественного консультанта телефильмов молодых режиссёров. В кино Мотыль вернулся лишь в годы перестройки, написав киносценарий двухсерийной романтической притчи по мотивам рассказа Фазиля Искандера и поставив фильм "Расстанемся – пока хорошие" (1991).

Награждён орденом Почёта (1996, за фильм "Белое солнце пустыни"). Лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм "Белое солнце пустыни").

Владислав Галкин (38),  25 февраля 2010 г.

Владислав Галкин           Владислав Галкин – актёр, Заслуженный артист России (2009). Он снялся в 40 фильмах, а дебютом в кино для него стала роль Гекльберри Финна в картине Станислава Говорухина "Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна" (фильм по произведениям Марка Твена) – тогда ему было девять лет и он играл самого себя. Гекльберри Финн получился интересным: с одной стороны, обаятельный, хулиганистый мальчишка, с другой – серьёзный маленький мужичок со своими взглядами на жизнь. Следующей яркой работой в кино – стала главная роль в детском фильме «Этот негодяй Сидоров». Он много снимался до этой картины, но тут была настоящая актёрская работа.

К 18 годам на счету Владислава было немало успешных работ в кино. Поэтому выбор профессии был предопределён. Он поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс Альберта Гурова), которое окончил в 1992 году.

За роль старшего лейтенанта Таманцева в фильме "В августе 44-го..." (2000) Владислав Галкин удостоен премии «Ника»-2002 в номинации «Открытие года», но более актёр известен прежде всего по ролям в таких фильмах, как "72 метра" (2004) и "Ворошиловский стрелок" (1999), а также в многочисленных сериалах: "Дальнобойщики" (2001, «Золотой орёл»-2003 в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»), "Спецназ" (2002), "Диверсант" (2004), и других. Последней работой Владислава Галкина стала роль Григория Котовского в сериале "Котовский" (2010).

Юрий Степанов (42),  3 марта 2010 г.

Юрий Степанов           Юрий Степанов – российский актёр театра и кино, окончил Иркутское театральное училище (мастерская В. Товмы) с красным дипломом (1988). За время учёбы освоил несколько профессий: ему приходилось работать каменщиком, плотником, нефтедобытчиком, трактористом. В 1992 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа, ученик режиссёра Петра Фоменко. С 1993 года работал в Московском театре «Мастерская П.Фоменко», осиротевшем после такой потери. Нет в Москве другой такой труппы, где отношения между актёрами были бы столь близкими и доверительными, как у «фоменок». Степанов же был одним из самых любимых членов этой семьи. И в его внешности, и в его поведении всегда чувствовалось что-то домашнее, что-то своё. Это был очень большой актёр: выходя на сцену и не произнося ещё ни единого слова, он приковывал к себе взоры всего зрительного зала.

Помимо работы в театре за свою короткую жизнь Юрий Степанов успел сняться почти в 50 фильмах и телевизионных сериалах. Широкую известность актёр получил благодаря ролям в фильмах "Дневник его жены", "Прогулка", "А поутру они проснулись", "Жмурки", "Орёл и решка", "Война", "Стилет", "Жмурки", "Дети Ванюхина", "Груз 200", "Артистка", "Кромовъ", "Дикое поле", в сериалах "Гражданин начальник", "Штрафбат" и многих других.

Юрий Степанов – лауреат премии Московского фестиваля имени Высоцкого за роль Бенжамина в спектакле «Шум и ярость» (1993 год), лауреат премии Международного Фестиваля «Контакт-93» в г. Торунь за роль Лыняева в спектакле «Волки и овцы» (1993 год), премия «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» – за актёрский ансамбль спектакля «Три сестры» (2004 год).

Валентина Толкунова (63),  22 марта 2010 г.

Валентина Толкунова           Валентина Толкунова – певица, Народная артистка РСФСР (1987). Самый искренний голос России. Она родилась в городе Армавир, Краснодарского края, в 1964 году поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. В 1966 году Валентина Толкунова прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского (ВИО-66), в котором она была солисткой и исполняла песни под джазовую музыку. В 1971 году певица окончила Музыкальное училище им. Гнесиных.

В 1972 году поэт Лев Ошанин пригласил Валентину Толкунову выступить на сцене Колонного зала Дома Союзов на юбилейном концерте с песней Владимира Шаинского «Ах, Наташа». Это стало началом её популярности на телевидении и радио. С 1973 года она работала в объединении «Москонцерт», а с 1989 года была руководителем театра музыкальной драмы и песни творческого объединения «АРТ».

Её выступления отличались задушевностью, добрым, мягкосердечным настроем: «Стою на полустаночке», «Носики-курносики», «Я не могу иначе», «Поговори со мною, мама». Она озвучивала знаменитые песни из мультфильмов «В порту» и «Зима в Простоквашино» («Кабы не было зимы»). Голос Валентины Толкуновой звучит в заставке передачи «Спокойной ночи, малыши» (песня «Спят усталые игрушки»). Она 23-кратный лауреат (вечный рекорд СССР) конкурса "Песня года". Ею издано 12 пластинок и компакт-дисков. Только в музыкальных фильмах и театральных спектаклях она исполнила более 300 песен.

Валентина Толкунова была замужем дважды. Её первым мужем был Юрий Саульский, брак продлился 5 лет. В 1979 году она вышла замуж за Юрия Папорова (1923—2010), журналиста-международника, писателя, автора книги «Хемингуэй на Кубе». Папоров скончался спустя два месяца после смерти Толкуновой. В этом браке родился сын Николай, который работает художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни. Брат певицы Сергей Толкунов – также певец, артист, работал вместе с Толкуновой в концертах.

"Слушая Валентину Толкунову, я думаю о её понимании, о мудрости, которая сквозит в каждой её музыкальной фразе. Только мудрость эта особенная, женская и терпеливая, только понимание это наделено прозорливостью ребёнка, только ритм её плавных движений одухотворён душой приветливой и доброжелательной женщины, окрашивающей нам мир ровным светом нежности и постоянства"… (Микаэл Таривердиев).

Василий Смыслов (89),  27 марта 2010 г.

Василий Смыслов           Василий Смыслов – седьмой чемпион мира по шахматам (1957-1958), чемпион СССР (1949), международный гроссмейстер (1950), международный арбитр по шахматной композиции, шахматный теоретик. Он родился в Москве, его отец был шахматистом первой категории. Смыслов научился играть в шесть лет, а в 17 лет стал мастером спорта и чемпионом Москвы.

В составе сборной команды СССР Василий Смыслов является победителем 10 Всемирных шахматных олимпиад (1952-1964, 1968-1972), 5 командных чемпионатов Европы (1957-1973), командного чемпионата мира (1985). Он успешно выступал в матчах против шахматистов США (1945, 1946, 1954 и 1955), Великобритании (1947 и 1954), против команд избранных шахматистов мира (1970 и 1984), а также в других матчах.

В середине 1950-х годов Смыслов добился наивысших успехов: выиграл турниры претендентов (1953 и 1956 годов) и сыграл 3 матча на первенство мира с Михаилом Ботвинником: ничья в 1954 году, победа в 1957 году, когда он и завоевал звание чемпиона мира. Но затем Смыслов потерпел поражение в матче-реванше в 1958 году. А в 1983 году сыграл вничью четвертьфинальный матч с Р.Хюбнером (признан победителем по жребию), потом выиграл полуфинальный матч у 3.Рибли. Однако в 1984 году проиграл финальный матч претендентов Гарри Каспарову. И больше на чемпионский титул не замахивался, предпочтя этому написание книг по шахматам.

С классическим подходом к шахматам органически связан был интерес Смыслова к этюдной композиции. Смыслов – автор книг и статей по различным вопросам шахматного искусства. Он внёс ценный вклад в теорию испанской партии, славянской защиты, ферзевого гамбита, разработал систему в защите Грюнфельда, носящую его имя. Награждён орденом Ленина (1957), Дружбы народов (1981), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996).

"Главная сила Смыслова в шахматах в том, что он проницателен. Талант его универсален и исключителен. Он мог тонко сыграть в дебюте, уйти в глухую защиту, бурно атаковать или, наконец, хладнокровно маневрировать. А про эндшпиль и говорить нечего – это его стихия. Иногда он принимал решения, поражавшие своей глубиной"… (Михаил Ботвинник).

Виталий Севастьянов (74),  5 апреля 2010 г.

Виталий Севастьянов           Виталий Севастьянов – Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза (1970, 1975), лауреат Государственной премии СССР (1978), заслуженный мастер спорта СССР.

Виталий Иванович родился в городе Красноуральске Свердловской области. После окончания Московского авиационного института (МАИ) в 1959 году начал работать в ОКБ-1 (НПО «Энергия»). Одновременно с разработкой образцов космической техники читал лекции членам отряда космонавтов. В 1965 году окончил аспирантуру МАИ и защитил кандидатскую диссертацию. В 1967 году зачислен в отряд космонавтов, проходил подготовку к полётам на кораблях типа Союз. Один из участников подготовки к полётам советских космических кораблей на Луну, входил в состав одного из первых «лунных» экипажей. После закрытия «лунной» программы готовился к полётам на кораблях Союз по программе создания орбитальных космических станций.

Участник двух полётов в космос: «Союз-9» (1970, вместе с А. Николаевым) и «Союз-18»-«Салют-4» (1975, вместе с П. Климуком). В 1987 году покинул отряд космонавтов и включился в политическую деятельность. Народный депутат Российской Федерации (1990 - 1993 годы), депутат Государственной думы РФ первого и второго созывов. В 1977—1986 и 1988—1989 занимал пост председателя Шахматной федерации СССР. Много лет подряд В. И. Севастьянов вёл на Центральном телевидении передачу «Человек. Земля. Вселенная». Он автор шести изобретений и одного открытия, избран академиком ряда зарубежных академий, в том числе Международной академии астронавтики.

Михаил Шатров (78),  23 мая 2010 г.

Михаил Шатров           Михаил Шатров – драматург и сценарист, настоящая фамилия – Маршак. Михаил Филиппович родился в Москве, его отец был расстрелян в 1938 году, а мать арестована в 1949 году и амнистирована в 1954-ом. Он окончил Горный институт, в начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком. Ещё учась в институте, он написал пьесу из школьной жизни – «Чистые руки». И в следующей пьесе Шатрова – «Место в жизни» (1956), как и в драматургии А.Володина и В.Розова тех лет, разрабатывалась молодёжная проблематика.

Михаил Шатров считается одним из создателей жанра документальной драмы и сторонником идеи "социализма с человеческим лицом". Шатров – автор цикла пьес об Октябрьской революции и её вождях. Многие специалисты и коллеги считают его предвестником горбачёвской перестройки.

Перу Михаила Шатрова принадлежат пьесы «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд»), «Диктатура совести», «Шестое июля», «Брестский мир», «Большевики», «Погода на завтра», «Глеб Космачёв», «Дождь лил как из ведра», «Именем революции». Он написал сценарии к фильмам "Именем революции", "Две строчки мелким шрифтом", участвовал в работе над сценарием к фильму "Тегеран-43". Спектакли по пьесам Шатрова ставились в театрах "Современник", "Ленком", театре имени Ермоловой, имени Вахтангова и других. В 1983 году драматург стал лауреатом Государственной премии СССР за пьесу "Так победим!". Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).

Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров. По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».

"Его пьесы, посвященные жизни нашей страны в эпоху революции и гражданской войны, отразили романтику тех лет со всеми их сложностями и противоречиями. Шатров в своих пьесах создал целую историческую перспективу становления и развития общественных сил в Советском Союзе. Драматург также с присущей ему нацеленностью и глубиной анализировал процессы, проходившие во времена хрущёвской оттепели и брежневского застоя"… (Михаил Швыдкой).

Андрей Вознесенский (77),  1 июня 2010 г.

Андрей Вознесенский           Андрей Вознесенский – выдающийся поэт-шестидесятник. Он родился в Москве, писать стихи начал ещё в детстве. Когда будущему знаменитому поэту было 14 лет, его пригласил на встречу сам Борис Пастернак, прочитав присланные мальчиком стихи. В 1957 году Вознесенский закончил Московский архитектурный институт. Уже в 1958 году его стихи появляются в газетах. Слава пришла к Вознесенскому после выхода поэмы "Мастера" (1959). В 60-х многотысячные аудитории собирали поэтические вечера, в которых вместе с Евтушенко, Рождественским, Ахмадулиной громко звучал голос Вознесенского.

В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта – "Парабола" и "Мозаика". Перу Вознесенского принадлежат такие творения, как "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981), "Прорабы духа" (1984), "Ров" (1986), "Аксиома Самоиска" (1990), "Видеомы" (1992), "Casino "Россия" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), "Жуткий кризис "Суперстар", "Гадание по книге" и многие другие.

На Андрея Вознесенского, как и на других поэтов-шестидесятников Евгения Евтушенко и Беллу Ахмадулину, обрушилась государственная опала. На встрече с деятелями искусства под аплодисменты зала Никита Хрущев кричал: "Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам. Я прикажу Шелепину, и он подпишет вам заграничный паспорт!" Но поэт не оправдывался, не извинялся. Он только требовал: "Дайте мне договорить! Дайте мне договорить!"… Неужели не испугался, спрашивала "Новая газета" поэта накануне его 75-летнего юбилея. "Это звучит нескромно, но я всегда был уверен, что ничего со мной не случится – у меня другое предназначение. Предчувствие другой судьбы", – ответил Вознесенский. Тогда официальная критика навесила на Вознесенского ярлык, обвиняя его в "формализме". Сам поэт говорил, что у него больше всего поклонников среди ученых. По его словам, тем, кто непосредственно занят изучением сложных и тонких природных феноменов, в искусстве нравятся такие же качества. Подобную точку зрения разделяли многие шестидесятники. Так, Евтушенко подчеркивал, что искусство времен телеги несовместимо с искусством космической эпохи.

На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе «Миллион алых роз», «Песня на «бис», «Начни сначала», «Плачет девочка в автомате», «Новые московские сиртаки», а также много романсов на музыку М.Таривердиева. Вызвавший много споров цикл стихов Вознесенского «Антимиры» был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В. Высоцкий. По сочинениям А.А.Вознесенского поставлены также спектакль «Берегите ваши лица» в Театре на Таганке и рок-опера «“Юнона” и “Авось”» (музыка Алексея Рыбникова) в Ленкоме, ставшая классикой жанра.

Андрей Вознесенский – лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник «Витражных дел мастер»), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале «Триумф» (1996) газета «Нувель Обсерватер» назвала А.А.Вознесенского «самым великим поэтом современности». Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкуров, Европейской академии поэзии и других. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2004).

Марина Семёнова (102),  9 июня 2010 г.

Марина Семёнова           Марина Семёнова – легендарная русская балерина, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР, профессор Российской академии театрального искусства.

Выпускница Петербургской балетной школы, ученица знаменитой Вагановой, Марина Сёменова – первая советская балерина, выступавшая с огромным успехом на зарубежной сцене в 1930-х годах. Она танцевала в Мариинском и Большом театрах, исполнив ведущий классический репертуар: Жизель, Аврору в "Спящей красавице", Одетту-Одилию в "Лебедином озере", Раймонду, Баядерку и другие партии. Храня, как и её наставница Ваганова, чистоту академического танца, она сумела обогатить его новыми красками, придать невиданную ранее динамику и широту, переинтонировала старые партии соответственно духу эпохи.

Творческая карьера Марины Семёновой началась в Кировском (ныне – Мариинском) театре, а в 1930 году она была приглашена в Большой театр и в течение 22-х лет блистала на главной сцене страны. Оставив подмостки, Семёнова более полувека служила балетмейстером-репетитором, изо дня в день приходя в класс в один и тот же час. Безукоризненно элегантная, в скромном и – как сказали бы нынче – минималистском наряде она выглядела ничуть не менее изящной и грациозной, чем её юные питомцы. А, быть может, даже ещё изящнее…

Марина Семёнова вела класс, в котором занимались Майя Плисецкая, Римма Карельская, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Нина Сорокина, Светлана Адырхаева, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Галина Степаненко, Нина Ананиашвили, Николай Цискаридзе.

Как к своему любимому искусству, она никогда не оставляла любви и к своему любимому городу, на берегах которого в стародавние времена взошла её звезда. И когда праздновался 300-летний юбилей Санкт-Петербурга, Семёнова открывала выставку в Мариинском театре. Тогда казалось, что встретились эпохи…

Игорь Таланкин (82),  24 июля 2010 г.

Игорь Таланкин           Игорь (Индустрий) Таланкин – русский кинорежиссёр, сценарист, Народный артист СССР и Российской Федерации. Он родился в подмосковном Ногинске (ранее г.Богородск), окончил театрально-музыкальное училище им. Глазунова, режиссёрский факультет ГИТИСа (1955), Высшие курсы сценаристов и режиссёров при «Мосфильме». В 1955–1956 годах Игорь Таланкин работал режиссёром русского драматического театра Прикарпатского военного округа во Львове, а с 1958 года стал режиссёром киностудии «Мосфильм».

Таланкин прославился первой же своей работой, фильмом "Серёжа", который был им снят совместно с другом и коллегой Георгием Данелия. Картина, в которой впервые вместе снимались Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева, была отмечена премией на кинофестивале в Карловых Варах. Этот наполненный лиризмом и мягким юмором фильм – экранизация повести В.Пановой – являлся режиссёрской трактовкой современных бытовых реалий, воспринимаемых как бы глазами ребёнка. Не менее успешной стала и вторая картина Таланкина, также поставленная по произведениям В.Пановой, – "Вступление" (специальный приз МКФ в Венеции, 1962). Уверенность и своеобразие режиссёрского почерка Таланкина казались настолько очевидными, что уже с 1964 он начал преподавать во ВГИКе.

В конце 1960-х годов Игорь Таланкин обратился к жанру биографического фильма. Значительным успехом стала картина о П.И.Чайковском, где, в лучших традициях романной формы, создан исторический портрет гениального композитора (актёр И.Смоктуновский). Фильм о физике-ядерщике И.В.Курчатове, поставленный пятью годами позже, был из разряда «государственных заказов», но и здесь Таланкин добился успеха, выведя на экран крупный, ранее не отображавшийся в кино исторический персонаж (роль Курчатова сыграл С.Бондарчук). Режиссёр также известен по лентам "Выбор цели", "Отец Сергий", "Звездопад", "Дневные звёзды". Свой последний фильм – "Незримый путешественник" – Игорь Таланкин снял в 1999 году, после чего целиком посвятил себя педагогической деятельности. Награждён орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Иван Уфимцев (82),  31 августа 2010 г.

Иван Уфимцев           Иван Уфимцев – Народный артист России, актёр и один из самых известных режиссёров анимационного кино. Он родился в Свердловске, там же окончил школу киноактёра, а в 1955 году окончил режиссёрский факультет ГИТИСа. В 1963 году его неожиданно пригласили на «Союзмультфильм» осуществить самостоятельную постановку, и с тех пор он навсегда связал свою жизнь с мультипликацией.

Иван Уфимцев стал одним из наиболее плодовитых мастеров отечественной анимации, создав серию мультфильмов «38 попугаев» по сказкам Григория Остера с постоянными героями – Мартышкой, Слонёнком, Удавом и Попугаем. Работал исключительно с куклами, и уже за второй свой фильм – «Чьи в лесу шишки?» – получил Серебряную медаль на МКФ в Румынии. Созданные им мультипликационные фильмы вошли в золотой фонд советской анимации для детей: «Каша из топора», «Как старик наседкой был», «Три лягушонка», «Лошарик», «Слонёнок пошёл учиться», «Слонёнок заболел», «Слонёнок-турист», «Ёжик плюс черепаха», «Как будто», «Деревенский водевиль», «Ах, эти жмурки!». За некоторые сюжеты режиссёр получил первые премии на фестивалях в Португалии и Загребе, дипломы в Риге и Ашхабаде.

Параллельно Иван Уфимцев снимался в кино: «Трудовая жизнь», «Дневные звёзды», «Звездопад», «Если верить Лопотухину», «Повесть непогашенной луны», «Катька и Шиз», «Мужчина для молодой женщины» и др. Снимался почти во всех телефильмах своего друга Михаила Козакова. Одной из лучших киноролей Уфимцева стал любвеобильный художник, соблазнявший героиню фильма «Влюблён по собственному желанию». Правда, там его озвучил Георгий Вицин (кстати, Уфимцев ненавидел свой голос и всегда просил переозвучить его).

Эффектной работой Уфимцева является его появление на экране в образе Александра Васильевича Суворова в рекламе банка «Империал». Его фраза «Так ведь пост, матушка! До первой звезды нельзя!» стала крылатой. Дочь Ивана Васильевича, Екатерина Уфимцева, ведёт (вместе с Михаилом Швыдким) телевизионную программу "Приют комедиантов", а также является ведущей телепередачи Театр+TV.

Георгий Арбатов (87),  1 октября 2010 г.

Георгий Арбатов           Георгий Арбатов – советский и российский учёный в области международных отношений, доктор исторических наук, профессор, академик РАН. Он был одним из главных разработчиков внешней политики СССР, ведущим советским специалистом по отношениям с США.

Арбатов окончил Московское артиллерийское училище им.Красина в конце 1941-го. Он принимал участие в Параде на Красной площади 7 ноября 1941 и в качестве боевого офицера гвардейских минометных частей Калининского, Степного, Воронежского, 1-го и 2-го Украинских фронтов участвовал в сражениях Великой Отечественной войны сначала в должности начальника разведки гвардейского минометного дивизиона, командира батареи, заместителя командира дивизиона, а затем помощника начальника штаба полка 17-го Гвардейского минометного полка. За боевые заслуги он был награждён многими орденами и медалями, в том числе в 1943-ом орденом Красной Звезды. Летом 1944 был демобилизован как инвалид Отечественной войны 2-й группы.

Окончив МГИМО МИД СССР в 1949 году и позднее там же аспирантуру, Георгий Арбатов работал журналистом в периодических изданиях: заведующим отделом в журналах «Вопросы философии», «Новое время», консультантом в журнале «Коммунист», обозревателем журнала «Проблемы мира и социализма». В 1967-м году он основал Институт США и Канады, со временем превратив его в крупнейший научный центр, осуществляющий комплексные исследования политических, военных, экономических и социальных проблем. Под его руководством и непосредственном участии в стране была создана российская школа американистики, осуществлялись совместные научные исследования с учёными США, Германии и многих других стран. Арбатов был инициатором и организатором ежегодных российско-американских встреч по проблемам развития двусторонних отношений, обеспечения международной безопасности и путей разрешения международных конфликтов.

Оставив руководство институтом в 1995-м году, Георгий Арбатов продолжил работу – читал лекции и писал статьи, сидя в своем кабинете, тонущем в беспорядке и заваленном книгами. От марксизма он не отрёкся, лишь объявил, что его взгляды эволюционировали в сторону социал-демократии европейского образца. Экономические реформы, проведённые в 1990-х первым российским президентом Борисом Ельциным, были Арбатову ненавистны. По его мнению, из-за них всё богатство страны было сосредоточено в руках олигархов, а самое существование среднего класса было подорвано. В последние годы он выражал недовольство действиями непосредственного наследника Ельцина Владимира Путина, так как он мешал развитию зарождающейся в стране демократии.

Георгий Аркадьевич Арбатов был человеком, для которого необходимость свободы была очевидна и как нравственная категория, и как политическая, без чего невозможно развитие ни человека, ни государства. Он был награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак Почёта" и многими медалями.

Михаил Рощин (77),  1 октября 2010 г.

Михаил Рощин           Михаил Рощин – советский прозаик, драматург и сценарист. Родился он в Казани, но его детство прошло в Севастополе, а после Великой Отечественной его семья перебралась Москву. Первый рассказ Михаила был опубликован в 1952 году, годом позже он поступил в Литературный институт. Некоторое время Рощин работал журналистом районной газеты в волжском городе Камышине, там же в 1956 году вышел первый сборник его рассказов «В маленьком городе». После публикации в 1957 году в «Знамени» очерка о Братске его взяли на работу в этот журнал, затем он был сотрудником отдела прозы «Нового мира».

Пьесы Рощина – целая веха в истории нашего сценического искусства. Они поставлены более чем в 200 отечественных театрах, а также в 30 зарубежных странах. В 1963 году Михаил Рощин написал пьесу «Седьмой подвиг Геракла», которая из-за цензурных рогаток увидела свет и была поставлена только в 1988 году. В 1968 году его пьесу для детей «Радуга зимой» поставил Ленинградский ТЮЗ.

В ряды ведущих драматургов страны Рощина вывела пьеса «Валентин и Валентина», поставленная сразу в «Современнике», МХАТе и БДТ, а потом и во множестве других театров. Постепенно стали известны и любимы и другие пьесы драматурга. «Старый Новый год» и «Роковая ошибка» вышли и в киноверсии. Всего драматург был автором сценариев к шести фильмам. Шумный успех имел фильм по повести Рощина «Шура и Просвирняк». Темы добра и справедливости, дружеской взаимопомощи и милосердия, честности и правды – в основе всех его произведений. Среди них также – «Спешите делать добро», «Эшелон», «Перламутровая Зинаида», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Роковая ошибка», «Серебряный век» и другие.

С 1993 по 1998 год совместно с Алексеем Казанцевым Рощин издавал журнал «Драматург». С 1998 года был художественным руководителем Центра драматургии и режиссуры. Являлся лауреатом премии Станиславского, премии г.Москвы, а также премии им. академика А.Д.Сахарова «За гражданское мужество писателя». Был награждён орденом «Знак Почета».

Михаил Рощин был четырежды женат и вырастил четверых детей. В Храме священномученика Антипы на Колымажном дворе его отпевал их общий с Екатериной Васильевой сын, настоятель этого храма отец Дмитрий Рощин.

Виктор Черномырдин (72),  3 ноября 2010 г.

Виктор Черномырдин           Виктор Черномырдин – советский и российский хозяйственный и государственный деятель, Председатель Совета Министров (1992—1993), Председатель Правительства Российской Федерации (1993—1998), экс-посол РФ на Украине. С 11 июня 2009 года – советник и специальный представитель Президента России по вопросам экономического сотрудничества с государствами – участниками СНГ.

По окончании в 1966 году Куйбышевского политехнического института Черномырдин начал делать партийную карьеру и с 1967 по 1973 годы работал в Орском ГК КПСС, дойдя до должности заведующего отделом. В 1968—1972 годах учился в Всесоюзном заочном политехническом институте, по окончании которого получил диплом инженера-экономиста. В 1973—1978 возглавлял Оренбургский газоперерабатывающий завод, затем вернулся в органы КПСС (инструктор отдела тяжёлой промышленности ЦК). В 1981 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме «Углублённая переработка сероводородного газа с применением новых компонентов». С 1982 года – заместитель министра газовой промышленности СССР, в 1985—1989 – министр газовой промышленности СССР, в 1989—1992 годах – председатель Правления Государственного газового концерна «Газпром».

14 декабря 1992 года на VII Съезде народных депутатов России Президент Б.Ельцин, встретив неприятие большинством депутатов Е.Гайдара, поставил на рейтинговое голосование 5 из 18 кандидатур, предложенных депутатскими фракциями на пост Председателя Совета Министров. Предложенная затем Президентом кандидатура В.Черномырдина была утверждена Верховным Советом России. В мае 1995 года он был избран председателем Всероссийского общественно-политического движения «Наш дом – Россия», которое набрало 10,1% на выборах в Государственную Думу в декабре 1995 года и сформировало в ней свою фракцию. После победы в июле 1996 года на президентских выборах Б.Ельцина и вступления его в должность, Правительство 9 августа 1996 года, в соответствии с Конституцией, подало в отставку. Кандидатура В.Черномырдина была вновь внесена Б.Ельциным на пост главы правительства и одобрена Думой 10 августа 1996 года.

19 сентября 1996 года Б.Ельцин подписал Указ № 1378 «О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации», передававший на время хирургической операции на сердце у Б. Ельцина все президентские полномочия в полном объёме В.Черномырдину. 23 марта 1998 года Б.Ельцин своим Указом отправил в отставку Правительство и возложил исполнение обязанностей Председателя на С.Кириенко. C 24 августа 1998 года В.Черномырдин повторно исполнял обязанности Председателя Правительства, но дважды не был утверждён Государственной думой, и на третий раз Б.Ельцин внёс в неё кандидатуру Евгения Примакова, с утверждением которого на посту Председателя Правительства закончилось кратковременное возвращение В.Черномырдина к власти.

Виктор Степанович Черномырдин был потомственным казаком, являлся полковником Оренбургского казачьего войска и генералом Запорожского казачьего войска. Почётный гражданин города Будённовска – сотни матерей навсегда ему благодарны за спасённых детей в результате его переговоров с террористами. В.С.Черномырдин был награждён множеством государственных наград, включая орден «За заслуги перед Отечеством» всех степеней, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы, Октябрьской Революции и многими медалями. Он удостоен почётных званий многих российских и зарубежных университетов и академий.

Белла Ахмадулина (73),  29 ноября 2010 г.

Белла Ахмадулина           Белла Ахмадулина – советская и российская поэтесса, считавшаяся вместе с Евгением Евтушенко и Андреем Вознесенским "поэтом эстрады" – их публичные чтения собирали не только полные залы, но и полные стадионы. Она являлась одной из наиболее значительных фигур в советской литературе, и, в частности, поэзии второй половины XX века. Ахмадулина считается одним из наиболее ярких поэтов, начавших творческий путь в период "оттепели".

В 1960 году Белла Ахмадулина закончила Литературный институт им. А.М.Горького. В 1959 её исключили из института за отказ участвовать в травле Бориса Пастернака, но затем восстановили. А уже в 1962 году вышел в свет её первый сборник стихов «Струна», вслед за которым последовали «Озноб», «Уроки музыки», «Стихи», «Метель», «Свеча», «Тайна». За сборник «Сад», опубликованный в 1989 году, поэтесса была удостоена государственной премии СССР.

Ахмадулина участвовала в самиздатовских журналах «Синтаксис» и «МетрОполь», не раз вступалась за преследуемых властями представителей советской интеллигенции – Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Её заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Свободе» и «Голосу Америки».

Ахмадулина много переводила грузинских поэтов: Николая Бараташвили, Галактиона Табидзе, Симона Чиковани. Она также является автором многочисленных эссе о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой и многих других.

Белла Ахмадулина была награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, Орденом Дружбы народов. Она являлась лауреатом множества премий, в частности, премии фонда «Знамя», премии «Триумф», Пушкинской премии, премии Президента России в области литературы и искусства, премии имени Булата Окуджавы и журнала «Дружба народов». Помимо этого, Ахмадулина была лауреатом нескольких зарубежных премий. В частности, итальянских премий «Носсиде» и «Брианца», она была избрана почётным членом Американской академии искусства и литературы.

Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже – женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева – Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Лизу. В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера, с кем и жила до последнего времени в Переделкино. "Что я могу сказать? Я совершенно ошеломлён и подавлен. Россия потеряла ещё одного великого поэта, достойного наследника Ахматовой и Цветаевой" (Евгений Евтушенко).

Для поэзии Беллы Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого. Иосиф Бродский был убеждён, что Ахмадулина – "несомненная наследница лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии", поэт, чей "стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт её подлинного голоса".

Кого мы потеряли в 2009 году…   ♦   Кого мы потеряли в 2011 году…