Кого мы потеряли в 2021-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Владимир Коренев (80),  2 января 2021 г.

Владимир Коренев           Владимир Коренев – советский и российский актёр театра и кино, педагог, Народный артист России. Его детство прошло в Измаиле, позже семья переехала в Таллин, где у него проявился интерес к литературе и театру. Одноклассница Лариса Лужина привела Владимира в драмкружок, которым руководил актёр Русского драматического театра Иван Данилович Россомахин. В кружке также занимались будущие актёры Виталий Коняев, Игорь Ясулович и Лилиан Малкина. После окончания школы Владимир Коренев поступил в ГИТИС.

Он учился на последнем курсе, когда из Ленинграда в Москву приехал ассистент по актёрам подыскивать исполнителя на главную роль в фильме «Человек-амфибия» (режиссёру Владимиру Чеботарёву на роль Ихтиандра нужен был артист, которого бы никто не знал). После выхода фильма, ставшего лидером советского кинопроката 1962 года, Владимир Коренев стал знаменит как «Человек-амфибия».

В 1961 году руководитель Московского драматического театра имени К.С.Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский) Михаил Яншин пригласил Коренева в труппу, с тех пор он был ведущим артистом театра, профессором, художественным руководителем факультета театрального искусства Института гуманитарного образования и информационных технологий.

За свою карьеру Коренев снялся в нескольких десятках фильмов, среди них «Свет далёкой звезды», «Дети Дон Кихота», «Освобождение», «Рудин», в сериалах «Дети Арбата», «Тайны дворцовых переворотов». Последней его работой на экране была роль В.И.Немировича-Данченко в сериале 2015 года «Орлова и Александр»…

Борис Грачевский (71),  14 января 2021 г.

Борис Грачевский           Борис Грачевский – советский и российский кинорежиссёр и сценарист, организатор кинопроизводства. Заслуженный деятель искусств России, член Российской академии кинематографических искусств «Ника», лауреат премии Правительства РФ.

После окончания Калининградского механического техникума при заводе С.П.Королева (Московская область) работал токарем, техником-конструктором. После службы в армии устроился на киностудию имени Горького грузчиком. В 1969 году поступил на заочное отделение ВГИКа на факультет «Организация кинопроизводства», но учёбу окончил лишь через 23 года. Работал администратором на картинах Александра Роу, Марка Донского, Василия Шукшина.

В 1974 году по своей инициативе совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский юмористический киножурнал «Ералаш», где работал до конца своей жизни. Написал 11 сценариев для киножурнала, поставил ряд сюжетов в качестве режиссёра-постановщика, а также сыграл ряд ролей в качестве актёра, в некоторых сюжетах озвучил текст от автора. В 1995 году на базе Киностудии имени Горького основал киностудию «Ералаш-Лэнд», а в 2005 году на базе киностудии основал киностудию «Ералаш».

В 2008-2009 годах снял свой первый полнометражный художественный фильм «Крыша». C 2013 года принимал участие в благотворительных проектах для детей-инвалидов Международного центра искусств Маргариты Майской «Арт-Изо-Центр». В июле 2014 года Грачевский в качестве режиссёра приступил к производству драматического фильма «Между нот, или Тантрическая симфония» о поздней любви композитора с мировым именем и молодой девушки из глубинки. Главные роли в фильме сыграли Андрей Ильин и Янина Мелехова.

Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель приза «Золотой Остап»…

Василий Лановой (87),  28 января 2021 г.

Василий Лановой           Василий Лановой – советский и российский актёр театра и кино, общественный деятель, театральный педагог, артист Государственного академического театра имени Е.Вахтангова, Народный артист СССР, Герой Труда Российской Федерации, лауреат Ленинской премии.

В 1947 году он начал заниматься в театральной студии при Дворце культуры ЗИЛа, где получил первые уроки сценического мастерства. В 1951 году на Всесоюзном конкурсе самодеятельных артистов Василий Лановой и Игорь Таланкин были награждены грамотами. Окончив школу с золотой медалью, в 1953 году поступил на факультет журналистики МГУ, но проучился там всего полгода и позже поступил в Театральное училище имени Б.Щукина (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). Ещё во время учёбы в 1954 году Лановой снялся в своём первом фильме «Аттестат зрелости», а в 1956 году сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин».

С 1957 года Василий Лановой служил в театре имени Евгения Вахтангова, где сыграл множество ролей, среди которых Фортинбрас («Гамлет»), Маяковский («Конармия»), Цезарь («Антоний и Клеопатра»), Пушкин («Шаги Командора»), Троцкий («Брестский мир»), Джордж Бернард Шоу («Милый лжец»). Одновременно он снимался во многих фильмах: «Алые паруса», «Война и мир», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Анна и Командор», «Дни Турбиных» и других. В 1979 году Лановой озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная», созданный кинематографистами под руководством Романа Кармена. Его работа была отмечена самой престижной премией того времени – Ленинской. Он был признанным мастером художественного слова, его творческие программы включали поэзию А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского, О.Берггольц, А.Пушкина. В 1983 году он написал книгу «Счастливые встречи», а в 2004 году – книгу «Летят за днями дни».

С 1985 года Василий Лановой преподавал на кафедре сценической речи в Театральном институте имени Б.Щукина, был профессором и заведующим этой кафедрой. Более 20 лет он возглавлял Международный детский кинофестиваль «Алые паруса Артека». Последними спектаклями, в которых Лановой был занят в 2017 году, были «Посвящение Еве» (постановка С.Яшина), «Пристань» – спектакль-бенефис и «Последние луны» (оба в постановке Р.Туминаса)…

Алла Иошпе (83),  30 января 2021 г.

Алла Иошпе           Алла Иошпе – советская и российская эстрадная певица, Народная артистка Российской Федерации.

Она окончила философский факультет МГУ и позже защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук (по психологии), совмещая обучение с участием в качестве солистки в эстрадно-симфоническом оркестре университета. В 1960 году на конкурсе художественной самодеятельности вузов Москвы в Колонном зале Дома Союзов встретилась со Стаханом Рахимовым. Образовался дуэт, концерты которого в течение будущих десятилетий проходили не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах. Через некоторое время они поженились.

В конце 1970-х годов здоровье Аллы Иошпе стало ухудшаться, операции не помогали, и в 1979 году они с мужем решили подать документы на выезд в Израиль. Последовала реакция властей: их не только не выпустили из страны, но и запретили выступать на сцене. Последующее десятилетие пара провела практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. Алла и Стахан писали письма во все столичные издания: «Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать». Вскоре по Москве распространилась информация: Иошпе и Рахимов по субботам устраивают домашние концерты. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

В конце 1980-х годов им разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны. В 2004 году в Москве в ГЦКЗ «Россия» состоялся концерт «Песня длиной в жизнь», посвящённый 40-летию творческого дуэта…

Юрий Власов (85),  13 февраля 2021 г.

Юрий Власов           Юрий Власов – советский тяжелоатлет, русский писатель, российский политический деятель. Заслуженный мастер спорта СССР, выступал за ЦСКА в тяжёлом весе. Олимпийский чемпион (1960), серебряный призёр Олимпийских игр (1964); 4-кратный чемпион мира (1959, 1961-1963); 6-кратный чемпион Европы (1959-1964; в неолимпийские годы чемпионаты проводились в рамках чемпионатов мира); 5-кратный чемпион СССР (1959-1963). Установил 31 рекорд мира и 41 рекорд СССР (1957-1967). Знаменосец делегации СССР на открытии Олимпийских игр 1960 и 1964 годов.

С 1959 года занимался литературной, а с середины 1980-х годов по 1996 год – общественной и политической деятельностью, возглавлял Федерацию тяжёлой атлетики СССР (1985-1987) и Федерацию атлетической гимнастики СССР (1987-1989).

Сразу же после Олимпийских Игр в Токио (1964) Власов отказался от активных тренировок. Однако из-за финансовых проблем осенью 1966 года тренировки возобновил. 15 апреля 1967 года на чемпионате Москвы Власов установил свой последний мировой рекорд (за который получил 850 рублей), а в 1968 году официально простился с большим спортом. В феврале 1988 года Арнольд Шварценеггер приезжал в Москву и одной из целей его поездки была встреча со своим кумиром Юрием Власовым, что Арнольд и сделал в московском спортивном клубе «Атлетика».

С 1959 года Власов печатает очерки и рассказы, а через два года он стал лауреатом второй премии конкурса на лучший спортивный рассказ. На чемпионат мира 1962 года Власов поехал не только как спортсмен, но и как специальный корреспондент газеты «Известия». Первая книга – сборник рассказов «Себя преодолеть» – вышла в 1964 году. После ухода из большого спорта Власов стал профессиональным литератором, в последующие годы выходят повесть «Белое мгновение» и роман «Солёные радости». Особняком стоит его книга «Особый район Китая. 1942—1945», которую Юрий Власов опубликовал под псевдонимом отца (Владимиров). Книга стала результатом семилетней работы в архивах. Затем последовал долгий перерыв, в течение которого Юрий Власов писал в основном «в стол», а в 1984 году была издана книга «Справедливость силы»: автобиография по форме, книга содержит многочисленные экскурсы в историю тяжёлой атлетики, размышления о спорте и не только. Наиболее монументальное произведение в творчестве Власова – трёхтомник «Огненный крест», жанр которого определён автором как «историческая исповедь»…

Андрей Мягков (82),  18 февраля 2021 г.

Андрей Мягков           Андрей Мягков – советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, обладатель множества других наград и премий. Писатель в жанре детектива. Блокадник.

По настоянию отца окончил Ленинградский технологический институт (ныне – Санкт-Петербургский государственный технологический институт), недолгое время работал в Институте пластических масс. На любительском спектакле «Лесная песня» был замечен одним из педагогов Школы-студии МХАТ, который и предложил ему попробовать силы у них. В 1965 году он успешно выпустился (курс В.Маркова) и тогда же стал актёром театра «Современник». Одной из первых театральных ролей стала роль Дядюшки в постановке «Дядюшкин сон». На сцене театра Мягковым также сыграны роли в спектаклях «На дне», «Балалайкин и Ко», «Обыкновенная история», «Большевики» и многих других.

Мягков был, по большей части, комедийным актёром, но в его активе имеется достаточное количество крупных драматических ролей – таких, как Алёша в «Братьях Карамазовых» Ивана Пырьева, Алексей Васильевич в «Днях Турбиных» Владимира Басова, учёный-карьерист Швырков в драме Марлена Хуциева «Послесловие». В кино он впервые снялся в 1965 году в роли дантиста Чеснокова в комедии «Похождения зубного врача», а всенародную славу ему принёс фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где он сыграл главную роль: Женю Лукашина. В 1976 году, когда «Ирония судьбы» вышла в прокат, Андрея Мягкова, по опросу журнала «Советский экран», признали лучшим актёром года и присудили Госпремию СССР. Мягков и далее много лет снимался у режиссёра Эльдара Рязанова, в том числе в фильмах «Служебный роман», «Гараж» и «Жестокий романс».

В 1977 году Андрей Мягков перешёл во МХАТ, а после раскола театра в 1987 году остался с Олегом Ефремовым – в МХТ имени А.П.Чехова, преподавал в Школе-студии МХАТ. Дважды он выступал в роли режиссёра, поставив на малой сцене МХТ имени А.П.Чехова спектакли «Спокойной ночи, мама» по драме Марши Норман и «Ретро» по пьесе Александра Галина. Более 57 лет актёр прожил в браке с Анастасией Вознесенской, актрисой МХТ имени А.П.Чехова и Народной артисткой России. Они поженились в 1963 году, детей у пары не было.

Андрей Мягков является автором трёх детективных романов, которые написал, по его признанию, «лишь потому, что жене не хватает интересной литературы». Сценарист Александр Бородянский снял по книге Мягкова сериал, вышла трилогия его детективов «Сивый мерин». В свободное время Мягков увлекался живописью: для друга и учителя Олега Ефремова написал картину «Портрет Олега Ефремова», а также, кроме прочего, портреты Михаила Горбачёва и Галины Волчек. В последние годы он вёл уединённый образ жизни, практически не давая интервью…

Екатерина Градова (74),  22 февраля 2021 г.

Екатерина Градова           Екатерина Градова – советская актриса, Заслуженная артистка РСФСР. Она родилась в Москве в семье известного архитектора, профессора, член-корреспондента Академии архитектуры и альпиниста Георгия Градова, погибшего при восхождении на Памир, и актрисы Театра имени Гоголя Раисы Градовой. Училась в Московском институте иностранных языков, Школе-студии МХАТ (руководитель курса – Василий Марков). Была замужем за Андреем Мироновым, у них родилась дочь Мария Миронова, актриса кино и театра.

Самое первое зрительское признание пришло к ней в 1969 году, когда, будучи студенткой 4-го курса Школы-студии МХАТ, она сыграла главную роль А.Н.Негиной в спектакле «Таланты и поклонники» Московского академического театра имени Маяковского. Получив актёрский диплом, молодая актриса поступила на службу в Театр Сатиры, где играла до 1987 года, до самого окончания карьеры. В кинематографе Екатерина Градова снялась в одиннадцати картинах, семь из которых – телевизионные спектакли. Всенародную любовь и популярность ей принесла роль радистки Кэт в многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны». Позднее Градова сыграла мошенницу Светлану Волокушину в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя». Зрителям запомнились её роли в телеспектаклях «Женский монастырь», «Собака Баскервилей», «Таланты и поклонники», «Маленькие комедии большого дома», «Таблетку под язык», «Чао!», «Гнездо глухаря».

Уйдя из театра, Екатерина Градова прошла обучение на курсе Свято-Тихоновского Богословского института. Преподавала в гимназии и в школе предмет «Живое слово», созданный ею самой. При Всероссийском детском православном движении проводила занятия в киноклубе…

Даль Орлов (86),  24 февраля 2021 г.

Даль Орлов           Даль Орлов – советский и российский киновед, драматург, сценарист, критик, публицист и телеведущий, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Он окончил филологический факультет МГУ, работал заведующим отделом литературы и искусства газеты «Труд», заместителем главного редактора журнала «Искусство кино», был главным редактором Главной сценарно-редакционной коллегии Госкино СССР, членом коллегии Госкино СССР и главным редактором журнала «Советский экран». Выступал ведущим телепередачи «Кинопанорама» (по очереди с Эльдаром Рязановым).

Даль Орлов был членом Союза писателей СССР и Москвы, членом Союза кинематографистов России, членом Союза журналистов России и членом Российского театрального общества (ВТО), он является автором ряда книг и статей об отечественном и зарубежном кинематографе, театре и литературе, а также пьес и киносценариев…

Аркадий Давидович (90),  25 февраля 2021 г.

Аркадий Давидович           Аркадий Давидович – русский писатель, актёр, художник, афорист, автор примерно 100 000 опубликованных афоризмов.

Окончил в своё время сельскохозяйственный институт по специальности инженер-механик, работал в Рязанской области механиком в совхозе, потом – завучем в школе механизаторов. Вернувшись в родной Воронеж, работал сначала слесарем, а потом мастером в «Горгазе». Затем, по его собственным словам, стал «профессиональным тунеядцем», то есть начал писать.

В советские годы в рубрике «Улыбки разных широт» в журнале «Крокодил» частенько появлялись афоризмы Давидовича под псевдонимами Юлий Цезарь, Эрнест Хемингуэй, Оноре де Бальзак и пр. Но чаще всего – просто: «А.Давид, французский писатель». На собственные средства им были выпущены более двух десятков номеров самиздатовских авторских сборников «Законы бытия, включая и небытие». Он является одним из авторов журнала «Здравый смысл», выпускаемого под эгидой РГО – Российского гуманистического общества. В фильме «Гомункул», который стал дебютом полнометражной актёрской карьеры афориста, Давидович сыграл сразу роли Фауста, Мефистофеля и гомункула.

В год 90-летия Аркадия Давидовича Фонд имени А.Хованского выпустил очередной сборник афоризмов, переведённый на китайский и английские языки. По словам одного из переводчиков книги – преподавателя китайского университета, афоризмы Давидовича стали очень популярны среди студентов его вуза. Читатели сравнили Давидовича с древнекитайским философом Лао-цзы, который является автором трактата «Дао Де Цзин». Книга воронежского автора имеет схожее название – «Давидович де Дзин» – и не уступает ей по мудрости.

Афоризмы воронежца затрагивают все аспекты жизни, но в последнее время всё больше относились к социальной тематике. Человечество, по мнению писателя, занимается самоуничтожением. Единственный выход для его спасения он видит в возвращении к здравому смыслу. В этом, по его словам, могут помочь афоризмы. В високосный год люди страдают от ненависти и вражды на один день больше обычного, поэтому афорист решил 29-го февраля подарить народам Земли день отдыха: в 2020-ый високосный и юбилейный для Давидовича год он с коллегами совместно решили учредить новый праздник – День всех, или День спасения всех от всех, но, прежде всего, от самих себя. Аркадий Давидович предложил отдохнуть от ненависти и вражды хотя бы один день в четыре года (Избранное, Человек-Афоризм)…

Людмила Лядова (95),  10 марта 2021 г.

Людмила Лядова           Людмила Лядова – советский и российский композитор, пианистка, певица, Народная артистка РСФСР.

Она родилась в семье профессиональных музыкантов, родители серьёзно готовили её к карьере пианистки. С 11 лет Людмила играла сложнейшие произведения классического репертуара на школьных вечерах, праздниках, участвовала в смотрах, фестивалях, конкурсах. Большим событием для неё стало выступление с оркестром под управлением Марка Павермана на сцене Свердловской филармонии. Тогда она играла концерт Мендельсона, а через год с этим же оркестром исполнила знаменитый Первый концерт Чайковского, сочинения Рахманинова и Листа.

Ещё во время Великой Отечественной войны Лядова встретилась с молодой певицей Ниной Пантелеевой. С этого времени они стали успешно выступать вместе и в 1946 году получили звание лауреатов 2-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. После войны, окончив Свердловскую консерваторию, Лядова основное внимание уделяла написанию музыки. Огромную популярность приобрели её песни «Старый марш», «Чудо-песенка», «Барабан», «Ай-люли», написанная для Тамары Миансаровой и принёсшая ей звание лауреата и Золотую медаль на VIII Всемирном Фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки, и другие. Первым исполнителем «Старого марша» стал Иосиф Кобзон, потом песня вошла в репертуар Юрия Богатикова. Песня «Барабан» звучала с большими оркестрами в исполнении Эдуарда Хиля.

Людмила Лядова является автором более 800 песен. Её песни исполняли Мария Биешу, Юрий Богатиков, Зара Долуханова, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Тамара Миансарова, Елена Образцова, Эдита Пьеха, Бэла Руденко, Гасим Халилов, Нинель Ткаченко, Валентина Толкунова, Леонид Утёсов («Она о нём печалится»), Эдуард Хиль, Михаил Чуев, Клавдия Шульженко («Когда-нибудь», «Сердечная песня», «Женщина»). В марте 1985 года состоялся юбилейный вечер Людмилы Лядовой в Москве в Колонном зале Дома Союзов. Лядова продолжила творческий поиск в песенной лирике, писала и исполняла романсы, создавала произведения для духовного хора, военные-марши. Много выступала и проводила встречи с представителями общественности. Немало таланта и сил отдавала педагогической деятельности. В мае 2015 года в Доме русского зарубежья имени А.Солженицына состоялся юбилейный концерт артистки…

Стахан Рахимов (83),  12 марта 2021 г.

Стахан Рахимов           Стахан Рахимов – советский и российский эстрадный певец, народный артист России.

Его первые публичные выступления начались, когда ему было всего три года, а в пять лет Стахан «вышел» на настоящую сцену. Его мать Шаходат Рахимова была тогда солисткой Ташкентского музыкального театра драмы, где играла все заглавные роли. Мальчик в полном смысле слова рос за кулисами, а когда в одном из спектаклей героиню «убивали», он с воплем «мама!» бросился на сцену. Успех его в этот вечер был огромным. Когда Шаходат послали в московскую консерваторию на повышение квалификации, она взяла Стахана с собой. Здесь он окончил школу и стал студентом Московского энергетического института.

В 1960 году, участвуя в финале конкурса вузовской самодеятельности, Стахан встретил свою любовь – Аллу Иошпе. Спустя некорое время пара дуэтом вышла на профессиональную эстрадную сцену, где им неизменно сопутствовал успех. Эти имена знала вся страна, их концерты проходили не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах, без легендарного дуэта не обходился ни один кремлёвский концерт.

В конце 1970-х годов здоровье Аллы Иошпе стало ухудшаться, операции не помогали, и в 1979 году они с мужем решили подать документы на выезд в Израиль. Последовала реакция властей: их не только не выпустили из страны, но и запретили выступать на сцене. Последующее десятилетие пара провела практически «под домашним арестом». Им угрожали, постоянно вызывали на Лубянку, исключили из института их дочь. Алла и Стахан писали письма во все столичные издания: «Мы не уехали, мы живы, мы здесь. Нам не дают работать». Вскоре по Москве распространилась информация: Иошпе и Рахимов по субботам устраивают домашние концерты. Свой «домашний театр» они назвали «Музыка в отказе». Его эмблемой стала картина: две птицы, на клювы которых навешен амбарный замок.

В конце 1980-х годов занавес молчания стал приоткрываться. Алле и Стахану разрешили петь в маленьких райцентрах, а потом и на главных эстрадах страны. В дальнейшем Аллу Иошпе и Стахана Рахимова снова можно было увидеть на телевидении и радио, на концертных площадках России и зарубежья. В 2004 году в Москве в ГЦКЗ «Россия» состоялся концерт «Песня длиной в жизнь», посвященный 40-летию творческого дуэта…

Евгений Нестеренко (83),  20 марта 2021 г.

Евгений Нестеренко           Евгений Нестеренко – советский и российский оперный певец (бас), педагог, публицист, общественный деятель, профессор, солист Большого театра (1971—2002), Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, кавалер ордена Ленина.

Будучи студентом Ленинградского инженерно-строительного института, он начал брать частные уроки пения у М.М.Матвеевой и позже, в 1965 году, окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова. Он с гордостью возводил свою школу к работавшему в России бельгийскому педагогу К.Эверарди, а через него – к европейским светилам М.В.Гарсиа и Ф.Ламперти. Вскоре Евгений Нестеренко стал последовательно солистом Ленинградского Малого оперного театра (ныне Михайловский театр), Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова (ныне Мариинский театр) и Большого театра (Москва).

С 1966 он гастролировал за рубежом (ГДР, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Египет, Великобритания, Италия, Швеция, Франция, ФРГ, США, Швейцария, Япония, Аргентина, Финляндия, Испания, Бразилия). Выступал на лучших сценах мира: «Метрополитен-опера» (США), «Ла Скала» (Италия), «Ковент-Гарден» (Великобритания), «Колон» (Аргентина), «Лисео» (Испания), Немецкая государственная опера (Берлин, Германия), Баварская государственная опера (Мюнхен, Германия), Гамбургская государственная опера (Германия), Будапештская опера (Венгрия), Варшавский Большой театр (Польша), Венская государственная опера (Австрия), Опера Сан-Франциско (США) и многих других. Был участником оперных фестивалей в Савонлинне (Финляндия), «Арена ди Верона» (Италия), в Брегенце (Австрия), в Оранже (Франция).

В 1976 году, в честь двухсотлетия Большого театра и за большие заслуги, Евгений Нестеренко был удостоен звания Народного артиста СССР, минуя звание народного артиста РСФСР, что случалось крайне редко. Свою педагогическую деятельность он начал в Ленинградской консерватории, затем преподавал в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в Московской консерватории имени П.И.Чайковского вёл класс и был заведующим кафедрой сольного пения, позже он также преподавал и в Венской консерватории. Он является автором более чем двухсот публикаций – книг, статей, интервью. Под редакцией певца вышла инструктивная книга его педагога В.Луканина «Обучение и воспитание молодого певца». Автор книг «Размышления о профессии» и «Записки русского баса».

27 мая 2013 года состоялся творческий вечер Евгения Нестеренко в Большом театре, посвященный его 75-летию. Были представлены сценические фрагменты оперы «Севильский цирюльник», где он исполнил партию Дона Базилио, и четвёртый акт оперы «Борис Годунов», где Нестеренко исполнил заглавную партию. Долгие годы он был членом художественного совета Большого театра и Союзконцерта, совета Московской консерватории, председателем оперной секции Всесоюзного музыкального общества, членом президиума правления Советского фонда культуры. В последние годы он жил преимущественно в Вене…

Александр Липницкий (68),  25 марта 2021 г.

Александр Липницкий           Александр Липницкий – советский и российский культуролог, режиссёр, телеведущий, коллекционер, журналист; деятель русского рока, музыкант группы «Звуки Му».

Среду, в которой он жил, можно описать как «московскую элиту», партийную (его отчим Виктор Суходрев был переводчиком Хрущёва и Брежнева), но не только. В его роду со стороны отца были актриса Татьяна Окуневская и гомеопаты Теодор и Давид Липницкие, мать была преподавателем английского языка. Отсюда – круг общения. Например, группу The Beatles он впервые услышал на пластинках, которые ему подарил посол Индии в СССР, и это, по словам самого Липницкого, “было потрясением, наверное, самым сильным из музыкальных сопереживаний и за всю мою последующую жизнь”.

Александр Липницкий учился на факультете журналистики МГУ. Начиная с 1975 года он печатался в советской периодике, стал специалистом по джазу. Коренной переворот в жизни Липницкого случился в 1980 году, причиной чему была встреча с группой «Аквариум», которую он считал самым мощным явлением русского рока. Борис Гребенщиков какое-то время “по причине отсутствия места жительства хорошего” даже жил в квартире Липницкого: позже Б.Г. написал об этом «Песню для Нового Быта». Липницкий дружил с Артемием Троицким, близко общался с Майком Науменко и группой «Кино», участвовал в организации фестиваля «Тбилиси-80» и вскоре сам стал рок-музыкантом, присоединившись к группе «Звуки Му» в качестве бас-гитариста.

С начала 1970-х Липницкий занимался коллекционированием икон и позднее в интервью СМИ называл это занятие «личным бизнесом». Деньги на запись первого альбома «Звуков Му» он добыл, продав несколько икон. Аппаратура для записи прибыла из США благодаря усилиям Джоанны Стингрей, чьё влияние к этому времени уже выходило за рамки Ленинградского рок-клуба. Портативную студию установили на даче Липницкого на Николиной горе. Сама эта дача вошла в историю отечественного рок-н-ролла как место проведения бесчисленных домашних концертов с участием будущих «классиков» – Цоя, Гребенщикова, Башлачёва и других.

В начале 1990-х Липницкий сопровождал распустившего «Аквариум» и закончившего карьеру на Западе Бориса Гребенщикова в гастролях по России, результатом которых стала запись «Русского альбома», лучшей сольной работы музыканта. Фактически именно благодаря Липницкому процесс создания альбома сохранился на киноплёнке. В фильмографии Липницкого – фильмы и телепрограммы об Александре Башлачёве, о группе «Кино» и о «Машине времени». Он аккуратно фиксировал события на столичной электронной сцене («Николай Коперник», «Ночной проспект», «Центр»), снимал «Вежливый отказ» и Сергея Курёхина, «Странные игры» и Алексея Хвостенко. Вместе с Джоанной Стингрэй в 1990-1993 годах он делал телепередачу «Red Wave-21», был ведущим телепрограммы «Еловая Субмарина» на канале «Ностальгия». В её рамках были показаны редкие кадры концертов, квартирников, бесед с близкими и друзьями рок-музыкантов – таких как Майк Науменко, Пётр Мамонов и «Звуки Му», Алексей Хвостенко и «Аукцыон», «Ночной проспект», «Николай Коперник» и «Центр» с Василием Шумовым. С 2010 года Липницкий вёл программу «Содержание» на радиостанции «Финам FM», посвящённую русскому року, и сам был постоянным участником таких групп, как «ОтЗвуки Му» и «Гроздья виноградовы», фактически являющимися продолжением «Звуков Му»…

Леонид Борткевич (71),  13 апреля 2021 г.

Леонид Борткевич           Леонид Борткевич – советский и белорусский эстрадный певец (лирический тенор), участник и солист “золотого состава” ВИА «Песняры», а позже, после смерти Владимира Мулявина, – руководитель собственного ансамбля «Песняры»; Заслуженный артист БССР.

Он уже в раннем детстве был солистом в хоре мальчиков Дворца пионеров, а затем – солистом хорового ансамбля «Юность» при консерватории. До этого Леонид Борткевич окончил музыкальную школу по классу трубы. Впоследствии он также окончил архитектурный техникум: кинотеатр «Октябрь» в Минске был спроектирован на основе его дипломной работы. Во время учёбы в техникуме он был солистом местного оркестра, а в дальнейшем стал вокалистом вокально-инструментального ансамбля «Золотые яблоки», параллельно работая архитектором в «БелНИИгипросельстрой».

В 1970 году Леонид Борткевич был приглашён в состав ВИА «Песняры», где исполнял такие песни, как «Александрина», «Белоруссия», «Олеся», «Берёзовый сок», «Вероника». В 1979 году он был удостоен звания Заслуженного артиста БССР. В 1980 году Борткевич покинул группу, решив поступить в ГИТИС по специальности «режиссура», который впоследствии и окончил. В 1989 году он вместе с женой Ольгой Корбут и сыном уехали в США, но в 2000 году он вернулся в Беларусь, вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина в 2003 году.

Предполагалось, что именно Борткевич возглавит ансамбль после кончины Мулявина, но Министерство культуры Белоруссии назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Сразу же после этого Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры» под управлением Леонида Борткевича (под эгидой российского ООО «Песняры»). В 2008 году этот ансамбль распался. В феврале 2009 Борткевич вместе с бывшими музыкантами мулявинского коллектива Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича.

Леонид Борткевич является автором своей биографической книги «“Песняры” и Ольга»…

Кого мы потеряли в 2020 году…