Кого мы потеряли в 2022-ом…
  Уходят люди, и уходят, и уходят…
 
Виктор Санеев (76),  3 января 2022 г.

Виктор Санеев           Виктор Санеев – советский легкоатлет, единственный в истории трёхкратный олимпийский чемпион в тройном прыжке, Заслуженный мастер спорта СССР.

Он начинал свою легкоатлетическую карьеру в Абхазии как прыгун в высоту и позже переквалифицировался на тройной прыжок. Проживая в Сухуми, он тренировался под руководством А.Керселяна, в дальнейшем его тренировал и вырастил из него олимпийского чемпиона заслуженный тренер СССР В.Креер. Санеев победил в тройном прыжке на Олимпиадах 1968, 1972, 1976-го годов. На Олимпийских Играх в Москве в 1980 году он стал серебряным призёром. Кроме этого, он является двукратным чемпионом Европы, шестикратным чемпионом Европы в помещениях, восьмикратным чемпионом СССР.

По окончании карьеры атлета Виктор Санеев работал в аппарате спортивного общества «Динамо» Тбилиси (Грузинская ССР). После распада СССР он уехал в Австралию с женой и сыном, где работал учителем физкультуры в школе. Впоследствии ему удалось получить работу тренера по прыжкам в Институте спорта штата Новый Южный Уэльс.

К моменту Олимпиады 1968 года стаж выступлений Виктора Санеева за сборную СССР был всего около года. На те Игры приехали все сильнейшие атлеты мира. Уже в квалификации итальянец Джузеппе Джентиле установил новый мировой рекорд – 17 м 10 см. В первой попытке финала он же улучшает свой рекорд – до 17 м 22 см. В третьей попытке финала Санеев превышает этот результат на сантиметр. В пятой попытке мировой рекорд опять обновляется бразильцем Нелсоном Пруденсио до 17 м 27 см. И только в последней шестой попытке, не доступив до планки более 20 сантиметров, победную точку ставит Санеев – 17 м 39 см. Это уникальный случай в истории лёгкой атлетики, когда в течение одного финала мировой рекорд был превышен четыре раза и дважды одним атлетом.

Виктор Санеев был кавалером орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и ордена Дружбы народов…

Михаил Зеленский (46),  11 января 2022 г.

Михаил Зеленский           Михаил Зеленский – российский журналист и телеведущий, член Академии российского телевидения.

Он родился в Москве в семье военнослужащего, вследствие чего неоднократно в детстве переезжал и окончил школу в Хабаровске. В 1992 году Михаил успешно поступил сразу в два учебных заведения – в Хабаровский медицинский институт и Хабаровский институт физической культуры на факультет «спортивный менеджмент». Во время учёбы он получил спортивный разряд «Кандидат в мастера спорта» по фигурному катанию, совмещая обучение с работой диджеем на радиостанции «Радио А».

В 1996 году Зеленский поступил в Московский институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания (ныне – Академия медиаиндустрии) на курсы телерадиоведущих и заочно окончил факультет журналистики Московского государственного университета.

Михаил Зеленский начал вести выпуски новостей на телеканале «ТВ Центр», совмещая это с работой ведущим на «Радио Ностальжи». Позже он стал ведущим выпусков программы «Вести» на телеканалах РТР и «Культура» и программы «Вести-Москва», являясь при этом и ведущим линейного эфира телеканала «Россия-24».

В 2002-2004 годах Зеленский принимал участие в сезонах российской версии телеигры «Форт Боярд» на телеканале «Россия», стал участником и серебряным призёром второго сезона проекта «Танцы на льду», тогда же он был ведущим специальной программы-приложения «Танцы на льду. Взгляд изнутри» для телеканала «Спорт». После его возвращения ведущим в программу «Вести-Москва» выпуск в 19:35 получил название «Вести-Москва» с Михаилом Зеленским и статус авторской программы. Позже эта программа была преобразована в «Вести-Москва. Неделя в городе».

Михаил Зеленский стал автором документального фильма «Валаам. Остров спасения». Перейдя на телеканал «Россия-Культура», он стал ведущим программ «Билет в Большой» и «Новости культуры». Он преподавал в Высшей школе телевидения «Останкино», был лауреатом Премии города Москвы в области журналистики и победителем конкурса «Москва Медиа» в номинации «лучший телеведущий»…

Анастасия Вознесенская (78),  14 января 2022 г.

Анастасия Вознесенская           Анастасия Вознесенская – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России.

Она родилась в Москве, где и окончила в Школу-студию МХАТ (курс В.Маркова). В 1963 году Анастасия вышла замуж за своего однокурсника Андрея Мягкова.

В 1965 году Вознесенская была принята в труппу театра «Современник», среди сыгранных ею там ролей – Мария Шамраева в чеховской «Чайке», работы в спектаклях «Свой остров» и «Провинциальные анекдоты». После ухода из «Современника» Олега Ефремова она перешла вслед за ним во МХАТ, а после раскола театра в 1987 году осталась с ним в театре, получившем название МХТ имени А.Чехова. Её известные роли там – Фру Альвинг в спектакле «Привидения» Г.Ибсена, Роза Александровна Песочинская в «Ретро» А.Галина, Вета в спектакле «Белый кролик» М.Чейза.

В кинематографе Анастасия Вознесенская дебютировала в 1966 году, широкую известность ей принесла главная женская роль в популярном фильме «Майор Вихрь». Всего ею сыграно более 20 ролей в кино, среди запомнившихся картин – «Утренний обход», «Гараж», «Примите телеграмму в долг», «Фантазия на тему любви», «Вокзал для двоих», «Оглянись», «Авария - дочь мента», «Завещание Сталина», «Крестоносец».

В последний раз Анастасия Вознесенская вышла на сцену МХТ имени А.Чехова вместе со своим супругом, актёром Андреем Мягковым в мае 2013 года в спектакле «Белый кролик»…

Виктор Мережко (84),  30 января 2022 г.

Виктор Мережко           Виктор Мережко – советский и российский сценарист, драматург, кинорежиссёр, актёр, писатель, телеведущий, Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии СССР.

Виктора Мережко знали во многих ипостасях: как режиссёра фильмов и сериалов, как актёра, ведущего «Кинопанорамы» и программы «Моё кино», первого президента академии «Ника», председателя правления Дома кино… Однако в истории киноискусства он останется главным образом как сценарист нескольких выдающихся фильмов, снятых в 1970-е и 1980-е годы: это «Трясина», «Родня» и прежде всего «Полёты во сне и наяву».

Были и другие, тоже хорошие, например «Здравствуй и прощай» или «Вас ожидает гражданка Никанорова», до сих пор популярные у широкой публики. Но первые три обозначают художественные вершины, взятые Мережко вместе с крупными режиссёрами Григорием Чухраем, Никитой Михалковым и Романом Балаяном.

В этих фильмах, каждый из которых имел непростую судьбу, не только явлено профессиональное мастерство драматургического построения, которым виртуозно владел Мережко, но и затронуты болевые точки времени.

Виктор Мережко родился в роковом для страны 1937 году, как и многие культовые поэты и писатели оттепели, но проявил себя как значительный автор на десятилетие позже, когда на дворе была уже эпоха застоя. Именно тогда «Трясина» продемонстрировала новый, шокирующий взгляд на войну из убежища дезертира и его фанатично любящей матери.

А «Родня» прозвучала острым сигналом болезненного социального разлома в обществе. И в том, и в другом фильмах свои лучшие роли сыграла Нонна Мордюкова – в диапазоне от трагической актрисы до королевы гротеска. И всё же высшим пиком этой плодотворнейшей поры драматурга стали поставленные по его сценарию Романом Балаяном «Полёты во сне и наяву» с великой ролью Олега Янковского: в этом фильме аккумулировались вся горечь и безнадёга безвременья.

Трудно было представить, что эти сценарии о заблудших, потерянных душах написал человек, от которого исходило чувство успешности и уверенности в себе. Таково, во всяком случае, было моё впечатление, когда я, начинающий кинокритик, оказался в компании тоже ещё молодых, но уже знаменитых кинематографистов: Сергея Соловьева, Никиты Михалкова, Леонида Куравлёва, Романа Балаяна. И – Виктора Мережко: он был самым весёлым и бесшабашным на неформальной вечеринке, где все немного хулиганили и выпендривались друг перед другом. Возможно, он всего лишь носил эту маску «плейбоя», а за весельем скрывались тревога и печаль.

При всех мерзостях позднего советского времени в нём проявлялось избирательное сродство талантливых людей – в пику прикрывающейся идеологией посредственности. И невозможно было предугадать, что многие из них на закате жизни окажутся по разные стороны баррикад. И в разных, к тому же конфликтующих странах, как живущий в Киеве карабахский армянин Роман Балаян и уроженец Ростовской области Виктор Мережко, окончивший Львовский полиграфический институт и многие годы проживший на Украине, а в 2017-м ставший туда невъездным. Такие «полёты» истории, географии и драматургии жизни вряд ли можно было вообразить не только наяву, но даже во сне… (Андрей Плахов)

Леонид Куравлёв (85),  30 января 2022 г.

Леонид Куравлёв           Леонид Куравлёв – советский и российский киноактёр, телеведущий, Народный артист РСФСР.

Стоило Куравлёву сыграть первую главную роль Пашки Колокольникова, шофёра с Чуйского тракта («Живёт такой парень», Василий Шукшин, 1964), как выдающийся критик Нея Зоркая определила актёру его экологическую нишу: «Истинно русский народный герой, современный Иванушка, наивный и хитрющий, фантазёр и верный друг». Всё в этой формуле так, да не так. «Простота» Куравлёва сродни «простоте» Шукшина, за которой таились нежданные бездны, странные извивы русской души. Сложность этой простоты сформулировала Софья Милькина, соавтор Михаила Швейцера, выбравшая студента ВГИКа Куравлёва на эпизодическую роль в «Мичмане Панине» (1960): «Он выделялся тем, что ничем не выделялся». Иначе говоря, в его простоватой, добродушной фактуре таилась не то чтобы червоточинка, но тревожная особость.

И начинал свою кинокарьеру Куравлёв, сын слесаря и парикмахерши, в более чем непростой вгиковской компании, уникально объединявшей «эстетов» и «народников». Её ядром были студенты-режиссёры Михаила Ромма. И самую первую роль Куравлёв сыграл в курсовой работе не кого-нибудь, а Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет» (1959). Хотя Шукшин, входивший в тот же круг, конечно, станет его настоящим «крестным». И конечно, Пашка останется в зрительской памяти обаятельным и любвеобильным балаболом, озабоченным «культурой быта» и невзначай способным на подвиг. Стёпка («Ваш сын и брат», Шукшин, 1965), сбежавший из лагеря за три месяца до конца срока, потому что «деревня снилась», был при видимой наивности уже трагическим героем русского крестьянства. Но, сыграв его, Куравлёв начал просто бегать от Шукшина, увильнув не только от написанных для него эпизодических ролей («Странные люди», «Калина красная»), но и от роли самого Ивана Расторгуева в «Печках-лавочках».

Актёр называл это «побегом от ролей простаков». От «Печек-лавочек» он отговорился тем, что играл в «Семнадцати мгновениях весны» (1973) Татьяны Лиозновой одноглазого Айсмана: куда уж дальше от деревенских простаков сбежать, как не в Берлин-1945. Но тут же сыграл своего самого великого «простака» Афанасия Борщова в «Афоне» (1975) Георгия Данелии.

Алкаш-сантехник Афоня – деклассированный Пашка Колокольников, перебравшийся из вымирающей деревни в панельную многоэтажку. Фигура столь же комичная, сколь и мрачная, если не зловещая. Страдающий выжига, ранимый хам, животное, у которого ноет и ноет в груди, там, где у людей расположена душа, о существовании которой Афоня не догадывается. Догадается, пожалуй, лишь в ослепительно бытовом катарсисе: милиционер останавливает Афоню, поскольку тот не похож на свою фотографию в паспорте. И наивный вопрос «как не похож?», мелькающий в глазах Афони, равнозначен великим экзистенциальным вопросам, которыми задаётся человек, пытаясь постичь самого себя.

Если искать какой-то лейтмотив Куравлёва, можно сказать, что он, гений нюансов, сыграл – как рентгеном просветил – афонь, мещан новой формации, в нескольких великих фильмах. Безобидным и бессмысленным Афоней был Аркадий («Начало», Глеб Панфилов, 1970) – женатик, запутавшийся в своих бабах. Трезвым Афоней, доросшим до главного диспетчера СМУ, – Леня («Мы, нижеподписавшиеся», Лиознова, 1981). В экранизации нашумевшей производственной драмы Александра Гельмана он сдавал экзамен на звание социопата-манипулятора, пытался, спекулируя на всех эмоциональных и социальных регистрах, принудить столичную комиссию принять заведомо негодный объект. Что-то от Афони, выбившегося в люди, чувствуется в интеллигентном негодяе – радисте Сорокине, трусе, оклеветавшем командира экипажа («Неподсуден», Владимир Краснопольский, Валерий Усков, 1969).

Уже один этот ряд трагикомических, щемящих ролей делал Куравлёва не просто одним из лиц золотого века советского кино, но одним из социальных ликов эпохи.

Но его талант был одновременно щедрым, лёгким, азартным. Подобно тому, как перебирал он социальные регистры, перебирал он и регистры комического. Хома Брут («Вий», Константин Ершов, 1967) и Шура Балаганов («Золотой телёнок», Швейцер, 1968). Матримониально озабоченный попик («Семь невест ефрейтора Збруева», Виталий Мельников, 1970) и Жорж Милославский («Иван Васильевич меняет профессию», Леонид Гайдай, 1973). Копчёный («Место встречи изменить нельзя», Станислав Говорухин, 1979) и Александр I («Левша», Сергей Овчаров, 1986). Бурлеск и лубок, фольклорная простота и пародийная воровская романтика. И не сказать о нём лучше, чем сказал великий режиссёр Марк Донской в незапамятном 1964-м: «Переливы, как в перламутре, от смеха к грусти и опять к смеху»… (Михаил Трофименков)

Евгения Брик (40),  10 февраля 2022 г.

Евгения Брик           Евгения Брик – российская актриса театра и кино.

Она родилась в Москве и назвали её в честь дедушки по папиной линии - Евгения Крейна, который когда-то был известным журналистом. А Брик - фамилия прабабушки Софьи Брик, которую она взяла, когда стала работать ведущей на радио. По словам Евгении, её прабабушка была состоятельной дамой, жила с мужем в Киеве в огромном доме с прислугой.

Как отмечала Евгения, её детство было очень счастливым. Она была желанным ребёнком в семье, "которого любили и холили с первых дней". Её родители были неравнодушны к искусству, прекрасно в нём разбирались. Отец - кандидат физико-математических наук. Мать в своё время хотела стать актрисой, театроведом, однако в итоге посвятила свою жизнь семье. В детстве Евгения пересмотрела огромное количество спектаклей, в возрасте 11 лет ходила на «Вишневый сад», в котором играл Смоктуновский. С детства она работала манекенщицей в советском Доме моделей на Кузнецком мосту - туда её привела мама. С одной стороны, это раскрепощало, с другой - в музыкальной школе, где она занималась фортепиано, чувствовалось всеобщее осуждение. Евгения Брик окончила школу с углублённым изучением английского, усиленно занималась математикой, окончила музыкальную школу имени Мстислава Ростроповича по классу фортепиано.

В 2004 году Евгения Брик окончила Российскую академию театральных искусств (ГИТИС), мастерская Александра Збруева. Она уже имела опыт театральной работы в антрепризе «За закрытой дверью». В 2006-2008 была ведущей на радио «Маяк» - вела ночные эфиры с Олегом Битовым. Оставила эту работу, когда забеременела.

В кино Евгения Брик дебютировала, когда ещё училась в театральном вузе. Сначала у неё были небольшие роли в известных картинах «Интересные мужчины», «Марш Турецкого 3», «Подмосковная элегия», «Каменская 3» и некоторых других. Тогда же она получила награду IV Фестиваля телевизионного кино «Сполохи» в номинации «Дебют» за роль Ляли в телефильме «Подмосковная элегия». Позже она сыграла роль журналистки Анастасии Громовой в сериале «Бухта Филиппа» и снялась в приключенческом фильме «Граф Монтенегро».

С кинорежиссёром Валерием Тодоровским, своим будущим мужем, Евгения познакомилась в 2002 году на пробах сериала «Закон». Позже она сыграла второстепенную, но запоминающуюся роль Таи в его ленте «Тиски». Но следующий фильм Тодоровского - «Стиляги» - принес актрисе широкую известность и узнаваемость. Снявшись в роли комсомольской активистки Кати, Евгения Брик получила приз MTV в номинации «Лучший кинозлодей года» и была номинирована на премию «Ника» за лучшую женскую роль второго плана. Запомнилась актриса также и по фильму В.Тодоровского «Оттепель» в роли Ларисы, возлюбленной кинооператора Виктора Хрусталёва.

Уже будучи известной актрисой Евгения Брик снялась в целом ряде других ставших любимыми среди зрителей картин. Она исполнила запоминающуюся роль Кати в российско-ирландском фильме «Москва никогда не спит» (Moscow newer sleep). Успешной стала работа актрисы в сериале «Эти глаза напротив», повествующий о жизни одного из самых популярных советских певцов 1970-х годов Валерия Ободзинского - она сыграла роль его первой жены. Её героиня в фильме «Пятница» - жена психолога, которая постоянно пытается уладить вспыхивающие в семье конфликты, заботится о погоде в доме и настроении мужа. В фильме «Адаптация» она сыграла острохарактерную роль, а не томную красавицу, какой её зачастую видят режиссёры. По словам Евгении, этой ролью она очень дорожила. Евгения также исполнила главные роли в популярных проектах «Оптимисты», «Садовое кольцо», «Фантом», «Бомба».

Евгению Брик называли одним из секс-символов российского кино. Сама она о своей красоте говорила следующее: Эту тему гениально прокомментировала Моника Беллуччи: «Красота может быть проблемой только в двух случаях: если её нет и если нет ничего, кроме неё». Лучше не скажешь…

Зинаида Кириенко (88),  12 февраля 2022 г.

Зинаида Кириенко           Зинаида Кириенко – советская и российская актриса, Народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.

Она родилась в Махачкале. Мать, мечтавшая стать актрисой, хотела назвать её «Аида», но отец при регистрации в ЗАГСе упростил имя. Тем не менее, в семье её всегда называли «Ида».

Во время Великой Отечественной войны её семья эвакуировалась в Дербент, где мать работала директором элеватора. После войны Ида Кириенко переехала с матерью Александрой Ивановой и отчимом Михаилом Кириенко в Ставропольский край, станицу Новопавловскую. После 7-го класса она поступила в Московский железнодорожный техникум, затем училась в Георгиевском техникуме механизации сельского хозяйства.

В 1958 году Зинаида Кириенко окончила ВГИК (курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), была однокурсницей Людмилы Гурченко, Натальи Фатеевой и Виталия Матвеева. По окончании она стала актрисой Московского драматического театра имени А.С.Пушкина, а позже – актрисой Московского драматического театра на Малой Бронной и Театра-студии киноактёра, где она проработала больше тридцати лет.

Зинаида Кириенко сыграла роли в фильмах «Поэма о море», «Судьба человека» и других, а всесоюзную известность она получила после исполнения роли Натальи в фильме своего учителя Сергея Герасимова «Тихий Дон». Тогда же она стала советской кинозвездой 1950-1960-х годов.

Актрису долгое время не снимали. Как отмечала она сама в своих интервью, это связано с конфликтом с неким высокопоставленным чиновником (первым заместителем председателя госкомитета по кино СССР Владимиром Баскаковым), который внёс Зинаиду Кириенко в чёрный список. «Вдруг… как будто опустили шлагбаум. Знаю, почему так произошло: просто я тогда не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами. В итоге много лет не снималась, пока однажды, чьему-то вето вопреки, Евгений Матвеев не пригласил меня в свою картину „Любовь земная“. Благодаря ему я тогда вышла из депрессии. – Вам известна фамилия чиновника, который, как вы выразились, „опустил шлагбаум“? – Да, конечно. Мне назвал её Станислав Ростоцкий, когда мы вместе с ним были в жюри на одном из кинофестивалей. Но я не хочу предавать её огласке. Бог судья этому человеку…»

Зинаида Кириенко долгие годы перебивалась ролями второго плана. И вновь популярной она стала именно после роли в фильме режиссёра Евгения Матвеева «Любовь земная». В начале нового тысячелетия она была задействована в ряде телесериалов, а также в постановке Игоря Масленникова «Письма к Эльзе». Главные роли актрисе отдали режиссёры лент «Глубокое течение» и «Одна любовь души моей».

Зинаида Кириенко получила известность также как певица, как исполнительница песен. Во время актёрского простоя она ездила по городам и давала сольные концерты, сотрудничала с поэтом Анатолием Поперечным, композитором Евгением Бедненко и другими. Она входила в состав жюри Московского Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада».

Зинаида Кириенко являлась общественным деятелем, она была президентом Фонда энциклопедии имени Шолохова, членом президиума правления Центрального Дома работников искусств, участвовала в различных телешоу, значилась одним из лидеров политического движения «Стабильная Россия». Была сопредседателем правления, заведующей секцией кино, членом Совета Гильдии актёров кино России.

19 ноября 2013 года в Большом зале Дома кино Союза кинематографистов России состоялся юбилейный вечер Зинаиды Кириенко, прошедший под эгидой Союза кинематографистов России и Гильдия актёров кино России…

Борис Невзоров (72),  18 февраля 2022 г.

Борис Невзоров           Борис Невзоров – советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, театральный педагог, Народный артист Российской Федерации.

Он родился в станице Староминской Краснодарского края и окончил Школу-студию МХАТ, затем играл в астраханском ТЮЗе, московском Новом драматическом театре, Театре им. Моссовета, Театре им. Н.В.Гоголя и работал на Киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького.

С 1993 по 2005 гг. Борис Невзоров работал в драматическом театре им. К.С.Станиславского, где исполнил ряд центральных ролей в постановках по современной и зарубежной драматургии. Среди воплощённых им образов – Шаманов («Прошлым летом в Чулимске» А.В.Вампилова), профессор Хиггинс («Моя прекрасная леди» Дж.Б.Шоу, Ф.Лоу), Антон («Пойти и не вернуться» по В.В.Быкову), Олег Крылов («Старый дом» А.Н.Казанцева), Ричард («Пир в саду» по Э.Олби), Генрих II («Томас Бекет» Ж.Ануя), Суслов («Дачники» М.Горького) и ряд других.

С 2005 г. Борис Георгиевич Невзоров – артист Малого театра. Его первой ролью на старейших подмостках стал брутальный судья Ляпкин-Тяпкин («Ревизор» Н.В.Гоголя; работа принесла артисту Премию правительства России). Он Борис Георгиевич исполнил 10 ролей, в числе которых Василий Шуйский («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А.Н.Островского), Чубуков («Свадьба, свадьба, свадьба!» по А.П.Чехову), Сатана («Дон Жуан» А.К.Толстого), Ванюшин («Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова), Неизвестный («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), Эрнст Генрих Эрнести, прозванный Эйнштейном («Физики» Ф.Дюрренматта) и др. Каждая из этих работ отмечена свойственной Борису Невзорову художественной смелостью и творческой фантазией.

В 2017 г. Невзоров получил роль, о которой мечтал долгие годы, – короля Лира в одноимённой трагедии У.Шекспира. «Моей основной задачей было сыграть Лира таким, чтобы он затронул душу, – говорит Борис Георгиевич. – Чтобы получилось не что-то отстранённо-философское, а история про нас».

Борис Невзоров наделён уникальным положительным обаянием. Кажется, что любой персонаж в его исполнении будет вызывать у зрителей симпатию. Это качество, в сочетании с ярким сценическим темпераментом, чувством юмора и виртуозным владением профессией делает Бориса Георгиевича одним из ведущих артистов прославленной труппы.

Через 15 лет работы в Малом актёр вновь обращается к творчеству Н.В.Гоголя, сыграв помещика Собакевича в спектакле «Мёртвые души». Громоздкий и нелепый, в мешковатой одежде, герой Бориса Невзорова поначалу кажется полусонным «тюфяком». Между тем, он единственный, кто не выказывает удивления, услышав предложение Чичикова. Собакевич видит Павла Ивановича насквозь. Он вообще многое замечает и не считает нужным держать своё мнение при себе. Собакевич Невзорова, несмотря на всю его грубость и прижимистость, получился довольно симпатичным человеком; найденные мастером трагически краски придают этому хрестоматийному образу дополнительный объём.

Актёр великолепных природных данных, неоспоримого обаяния и сильного темперамента, правдивый и органичный, Борис Невзоров много и успешно снимался в кино. Среди наиболее известных фильмов с его участием – «Россия молодая», «Русь изначальная», «Маршал революции», «Найти и обезвредить», «Красные колокола», «Парашютисты», «Говорит Москва», «Дети солнца», «Капабланка», «Первый парень», «Степная эскадрилья», «Гулящие люди», «Сталинград», «Мальчики», «Овраги», «Грехъ», «Убийство в Саншайн-Менор», «Гладиатор по найму», «У попа была собака…», «Князь Юрий Долгорукий», «Сны о пятом времени года», «Далеко от Сансет бульвара», «Там, где кончается детство», «Соблазн», «Комната с видом на огни», «Кардиограмма любви», «Зимний сон», «Майор», «Дурак» и др.

Невзоров снимался в сериалах «Каменская», «Простые истины», «Марш Турецкого», «Леди Бомж», «Леди Босс», «Леди Мэр», «Дальнобойщики-2», «Дорогая Маша Березина», «Игра на выбывание», «Стилет-2», «Верёвка из песка», «Даша Васильева. Любительница частного сыска-4», «Исцеление любовью», «Новый русский романс», «Дьявол из Орли», «Полиция Хоккайдо. Русский отдел», «Жаркий лёд», «Родные люди», «Братья Карамазовы», «Весна в декабре», «Метод Лавровой», «Моя большая семья», «Личное дело», «По ту сторону смерти», «Старец», «Последний министр», «Близнец» и многих других…

Рустам Ибрагимбеков (83),  11 марта 2022 г.

Рустам Ибрагимбеков           Рустам Ибрагимбеков – советский, российский и азербайджанский писатель, кинодраматург и кинорежиссёр, Народный писатель Азербайджана, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР и Российской Федерации, Лауреат Государственных премий Российской Федерации, СССР и Азербайджанской ССР, профессор.

Дорогой Рустам! Каким счастьем были разговоры с вами, застолья с вами, например, в ресторане «Белое солнце пустыни», где у вас была баснословная скидка, а официанты выстраивались в почтении, не веря своим глазам, стараясь расслышать ваши рассказы. И может быть, понять, что мудрость и сочувствие важнее ненависти, война – дело дрянь, а восток – дело тонкое.

Благодаря вам, Валентину Ежову и Владимиру Мотылю родилась картина на все времена. Вы считали огромной удачей, что сценарий попал в руки Мотыля, который, взялся за него вынужденно – ему не разрешали кино о декабристах «Звезда пленительного счастья».

Как часто прекрасное – дело случая, совпадения. Между прочим, фильм предлагали снимать Кончаловскому, Жалакявичусу, Чулюкину, Тарковскому. Вообразите, каким неожиданным могло бы стать «Солнце» русского истерна. Да и «Солнце» ли? Фильм назывался вначале «Басмачи», потом «Пустыня», «Спасите гарем». Последнее имя своей фривольностью разгневало госкиношного начальника Владимира Баскакова, потребовавшего подыскать более нейтральное название. «Какое?» – заинтересовались вы, – «Ну, что-то вроде «Белого солнце пустыни». «Неглупому киночиновнику Баскакову принадлежат и несколько реплик, вошедших в фильм, например, он сказал: «Знаете, ребята, немножко грубовато вы сработали. Восток – дело тонкое».

Съёмки шли сложно, несколько раз картину останавливали. Но экспериментальная студия была экономически устроена таким образом, что закрыть фильм было невозможно. Известно, что в начальном варианте был трагический финал, и жена Верещагина сходила с ума. А в сценарии, опубликованном отдельной книжкой одновременно с фильмом, был постскриптум. «Спустя несколько лет Сухов, оказавшись в Голодной степи, вновь встречает свой «гарем». Освобожденные им женщины остались неразлучными. Дружной бригадой цементщиц трудились они на строительстве канала».

Конечно, «Солнце» было вашим главным фильмом. В его слепящем и поныне свете трудно разглядеть другие замечательные работы: «В этом южном городе», «Допрос», «Храни меня, мой талисман», «Филёр», «Восток/Запад». Каждая из них была событием для своего времени, в них пульсировали вопросы, на которые искала ответы интеллигенция. Тогда ещё искала…

Сценарии более чем к сорока фильмам. И среди них к картинам Никиты Михалкова, от малоизвестного дебютного «Короткого дня в конце войны» до хитов – «Урга», «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник». И премия «Оскар» за «Утомлённых солнцем», конечно, по праву принадлежит и вам. И снова в названии фильма, прогремевшего на весь мир – «солнце», правда уже гумилевское «солнце свирепое, солнце грозящее». И на фоне потухшего солнца поднимался портрет Сталина на кровавом фоне.

Выходец из «вечно горящего» Баку, вы любили прогретые солнцем города, Лос-Анжелес, например, или Рим. Но и в Москве согревали нас юмором, живой заинтересованностью к нашим жизням, к нашим семьям. При этом, не боялись самых трудных тем и вопросов. Например, однажды долго объясняли, почему в современных обстоятельствах непримиримости, когда даже бог становится предметов спора и вражды, один человек может погубить весь мир…

Какие только ленты сегодня не называют культовыми, но «Белое солнце пустыни» – в самом деле, культовый фильм. Его пересматривают, зная назубок, можно сказать ритуально. А сколько крылатых фраз! «За державу обидно», «Махмуд, зажигай!», «Абдула, таможня даёт добро!», «Верещагин, уходи с баркаса!» Космонавты смотрели фильм перед полётом, совершая обряд защиты. Фильм стал их талисманом. Его пересматривали в полёте. Один из космонавтов рассказывал мне, как однажды выключился свет, они были в паническом состоянии, и вдруг раздался голос: «Давно здесь сидите?», испугавший еще больше. Тут загорелся экран телевизора, выяснилось, – это как раз тот эпизод, в котором Сухов обращается к старикам, замершим у стены.

Мало кто знает, что по образованию вы были специалистом по оптимальным системам управления. Может поэтому и сформулировали для себя версию бытия: «Максимум удовольствия от жизни, максимум интереса, моя жизнь важней, чем так называемое моё творчество. Ограничение в жизни только одно – моя совесть»… (Лариса Малюкова)

Владимир Воробьёв (82),  15 марта 2022 г.

Владимир Воробьёв           Владимир Воробьёв – советский учёный, специалист в области физики низкотемпературной плазмы, электрофизики ионизованных и конденсированных сред, Соросовский профессор, Доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей математики Московского государственного горного университета.

Лекции Леонида Бибермана по физике на факультете электронной техники Московского энергетического института изменили всю дальнейшую судьбу Владимира Воробьёва. По окончании МЭИ с красным дипломом, он продолжил сотрудничество с Л.Биберманом на кафедре физики МЭИ, а с 1965 года – в теоретическом отделе Института высоких температур, где он занялся расчётом вклада спектральных линий в суммарный радиационный поток.

В 1979 году Владимир Воробьёв стал доктором физико-математических наук, а в 1985 году получил звание профессора высшей математики Московского государственного горного университета (сегодня – Горный институт НИТУ «МИСиС»), работая над теорией неравновесной низкотемпературной плазмы. Эта теория была положена в основу монографии «Кинетика неравновесной низкотемпературной плазмы», которая была выпущена издательством «Наука».

В 1998 году, после смерти Л.Бибермана, Владимир Воробьёв стал научным лидером Школы «Теоретического исследования теплофизических, кинетических и радиационных свойств и процессов в низкотемпературной плазме». Он был заместителем председателя научного совета РАН по проблеме «Физики низкотемпературной плазмы» и заведующим теоретическим отделом ИТЭС ОИВ РАН.

Владимир Воробьёв является автором более 150 научных публикаций, двух изобретений и двух монографий. В 2000 году он был награждён медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Дети Владимира Воробьёва и Вероники Долиной стали яркими и известными людьми: Петр Воробьев – учёный, писатель; Антон Долин – журналист, кинокритик; Олег Долин – актёр, музыкант; Ася Долина – журналист, музыкант…

Марина Голдовская (80),  20 марта 2022 г.

Марина Голдовская           Марина Голдовская – советский и российский кинорежиссёр-документалист, мастер телевизионного кинопортрета, Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР.

В детстве она видела Вертова, для документалиста примерно то же самое, что для актёра увидеть живого Станиславского. Потом сама Марина стала легендой мирового документального кинематографа. Более 90 киноработ. Метод наблюдения по Голдовской – создание кинодрамы из материала самой жизни, «путешествие в человека». Гигантская фильмография, в которой история страны, её прозрения и травмы.

В её картинах – антарктическая экспедиция и Московская Олимпиада. Просыпающееся самосознание человека («Архангельский мужик»), ветер перемен и сами перемены («Вкус свободы», «Повезло родиться в России», «Дети Ивана Кузьмича», «Князь», «Осколки зеркала»), возвращение к подлинной истории («Власть Соловецкая»). А начинала с революционной для своего времени «Ткачихи», которую сняла с сокурсником Никитой Хубовым в 1968-м. Увидев эту неприкрашенную жизнь, начальство взбесилось. Приказало фильм смыть. Чудом Голдовская сберегла минут тридцать.

Говорила мне, что за 25 лет при советской власти и 23 года постсоветского времени не сделала ни одной картины, которую не хотела бы делать. Ни одной! Урок нынешним режиссёрам. Начинающим и мастеровитым. В галерее её замечательных кинопортретов – от стеклодувов, нефтяников до именитых мастеров культуры (Завадского, Ефремова, Ульянова, Аркадия Райкина) есть один отдельный, быть может, самый важный для режиссёра. Кино про Анну Политковскую. Марина Евсеевна говорила мне, что Анна её «как-то деятельно вдохновила», она впервые ощутила вкус к социальному кино.

В перестроечном 1991-м она решила рассказать о семье так, чтобы в «семейной истории» отразились бы перемены в головах людей. Так она начала снимать кино «Горький вкус свободы». Подружились с Анной. Тогда студенткой журфака, мечтающей о профессии. Главная тайна фильма: как на наших глазах меняется героиня. Как в нее просачивается боль других: беженцев, матерей, потерявших сыновей, – всех, кто пострадал от чеченской кампании. В этой картине Анна Политковская – не ожесточенный борьбой журналист. Напротив – светлая, красивая, женственная, смешливая, кокетливая, миролюбивая, чистосердечная. Такая, какой мы её знали.

Во «Вкусе свободы» – ток перестроечной эйфории. После Аниной гибели появилась совсем другая интонация, другое настроение. «Горький вкус свободы» – картина о несбывшихся чаяниях. Марина её спрашивала: «Аня, вам не страшно ездить в Чечню, вас ведь арестовывали?» – «Когда работаешь – не страшно. Приезжаешь сюда – ой-ой-ой, неужели это было?» Голдовская рассказала о мирном человеке, оказавшемся на передовой для того, чтобы объяснить нам, что это за война.

А еще режиссёр Голдовская нащупала какую-то болезненную точку в нашей истории, которая волчком вертится на одном месте. Она знала, что мрачные репортажи Анны Политковской читать трудно. И постепенно у многих, уставших читать, узнавать про безысходную военную драму, подспудно накапливалась неприязнь к автору, их удручающему: ну сколько можно про одно и то же! «Значит, если ничего не меняется, надо молчать?» – спрашивала нас её героиня. «Вы не сдвинетесь с этой мертвой точки, если будете молчать, игнорируя боль других», – утверждала автор фильма.

Марина говорила, что судьба каждого из её героев – кусок её жизни. Не умела их не любить. Но как бы она ни относилась к своим героям, к историям, рассказанным на экране, на первом плане её кино была правда (Лариса Малюкова)

Виталий Мельников (93),  21 марта 2022 г.

Виталий Мельников           Виталий Мельников – советский и российский кинорежиссёр и сценарист, Народный артист РСФСР.

Он родился в Амурской области. В 1930-е годы его отец и дед были расстреляны. Как рассказывал Мельников, следователь, который вёл дело его отца, посоветовал его матери уехать с Дальнего Востока. И они перебрались в Сибирь - в Ханты-Мансийск.

Во время Великой Отечественной войны он приобщился к кино. Электричества не было и он с друзьями крутил динамо-машину кинопередвижки - за это их бесплатно пускали смотреть фильмы. Мельников был одним из самых активных крутильщиков. Он вспоминал: "Это было настоящее волшебство: крутишь ручку динамо и видишь, как мятая, порой не очень чистая тряпка оживала, становясь самым настоящим экраном, и как оживали люди от всего того, что происходило в фильме. В разгар войны я был подростком и смотрел на кино как на работу, мне казалось, что я обязательно должен быть сопричастным к этому волшебству. Кино для меня так и осталась чудом, магией, я так до конца и не смог понять, что это за такое".

После школы Виталий Мельников отправился в Москву, во ВГИКе курс набирал режиссёр Сергей Юткевич. Мельников пробился к нему на собеседование: "Помню, Юткевич попросил меня рассказать о каком-нибудь фильме, а поскольку я много лет работал «динамо-машиной», то множество фильмов знал просто наизусть. Я ему рассказал от корки до корки один из его фильмов времён войны, он был просто сражён этим. Помню, он растерянно спрашивал меня: «И вы там, в сибирской глуши, показывали мою картину?» Он был просто потрясён и, думаю, только поэтому и взял меня к себе на курс".

В 1952 году Мельников окончил ВГИК, мастерская С.Юткевича и М.Ромма. Во время учебы он подружился с Эльдаром Рязановым, с которым поддерживал отношения всю жизнь. С 1964 года Виталий Мельников стал режиссёром киностудии «Ленфильм». Широкая известность к нему пришла в 1966 году, когда он снял комедию «Начальник Чукотки» с Михаилом Кононовым и Алексеем Грибовым в главных ролях. В основе фильма - реальные факты о первых шагах советской власти на Чукотке.

В 1974 году Виталий Мельников представил фильм «Ксения, любимая жена Фёдора» с Аллой Мещеряковой и Станиславом Любшиным в главных ролях. Одной из самых известных работ режиссёра (также он выступил и сценаристом) стал фильм «Старший сын» по одноимённой пьесе Александра Вампилова. Главные роли в фильме сыграли Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Владимир Изотов, Светлана Крючкова.

Фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» снят в 1979 году, но был положен на «полку» и вышел на экраны только в 1987-м. Большой популярностью у зрителей пользовалась мелодрама «Выйти замуж за капитана» с Верой Глаголевой и Виктором Проскуриным в главных ролях.

В 1989 году Мельников стал художественным руководителем киностудии «Голос» («Ленфильм»), а в 1995 году был избран секретарём Санкт-Петербургского союза кинематографистов и являлся членом попечительского совета Высшей школы режиссёров и сценаристов в Санкт-Петербурге.

В 1990-2003 годах Виталий Мельников снял историческую трилогию «Империя. Начало» - фильмы «Царевич Алексей», «Царская охота» и «Бедный, бедный Павел». В 2007 году вышел его фильм «Агитбригада "Бей врага!"», основанный на реальных событиях из биографии режиссера. Главную роль сыграл актёр Виктор Сухоруков. В 2012-м режиссёр экранизировал историю взаимоотношений Антона Чехова и начинающей писательницы Лидии Авиловой, выпустив фильм «Поклонница». Съёмки фильма продолжались три года. В основе сценария подлинные события - воспоминания героев, их переписка. Главные роли исполнили Кирилл Пирогов, Светлана Иванова и Олег Табаков.

"Я не понимаю, когда режиссёр объявляет себя полным хозяином на площадке, требуя беспрекословного подчинения. Я всегда старался, чтобы каждый человек, работающий со мной в картине, чувствовал себя хозяином на своём месте. Да, последнее слово за мной, это понятно, но я не диктатор", - говорил Виталий Мельников…

Юз Алешковский (92),  21 марта 2022 г.

Юз Алешковский           Юз Алешковский – русский прозаик, поэт и сценарист, автор-исполнитель песен.

Он родился в Красноярске, его отец, интендант 3-го ранга (позже майор) Хаим Иосифович был участником Гражданской, Советско-финляндской, Великой Отечественной и последующей Советско-японской войн, кавалер ордена Красной Звезды, мать – Вера Абрамовна, бухгалтер. Юз(ик) – детская кличка писателя (настоящее имя Иосиф) – пошёл в школу в Москве, куда переехала его семья. В 1940 году вместе с воинской частью отца находился в Латвии, перед войной вернулся в Москву. Во время Великой Отечественной войны семья уехала в эвакуацию в Омск.

В 1947 году Юз Алешковский был призван на службу в военно-морской флот, служил на Дальнем Востоке, где за угон машины секретаря Приморского крайкома ВКП(б) в 1949 году был приговорён к четырём годам заключения. Срок с 1950 по 1953 год он отбывал в лагере. После освобождения работал на стройке, шофёром на целине и с 1955 года на «аварийке» в тресте «Мосводопровод».

С 1965 года Юз Алешковский стал зарабатывать себе на жизнь литературным трудом. Ещё раньше он начал писать песни на свои стихи: официально он считался автором детских книг и сценариев для кино и телевидения, а неофициально выступал как исполнитель собственных песен, из которых наибольшее распространение получила «Песня о Сталине», более известная как «Товарищ Сталин, вы большой учёный».

После публикации текстов «лагерных» песен Алешковского в альманахе «Метрополь» писатель был вынужден эмигрировать – в 1979 году он вместе с женой и пасынком уехал через Австрию в США. В 1983-1995 годах он был постоянным участником радиопередач радиостанции «РАДИО СВОБОДА», принимая участие в таких программах как «Поверх барьеров», «У газетного киоска» и целом ряде других. Его выступления пользовались популярностью в СССР и впоследствии – в России.

Юз Алешковский является лауреатом Немецкой Пушкинской премии, присуждённой ему в 2001 году по совокупности «за творчество, создаваемое писателем с 1950-х годов, сделавшее его одной из ведущих личностей русской литературы XX века». В 2011 году его «Маленький тюремный роман» занял первое место в номинации «крупная проза» «Русской премии» – главного международного литературного конкурса для русскоязычных писателей со всего мира…

Леонид Хейфец (87),  18 апреля 2022 г.

Леонид Хейфец           Леонид Хейфец – советский и российский театральный режиссёр и педагог, профессор Российского института театрального искусства (ГИТИС), Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С.Станиславского, Народный артист России.

Он родился в Минске и окончил Белорусский политехнический институт, но затем поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа и стал режиссёром Рижского ТЮЗа, а, окончив ГИТИС, в 1963–1970 годах работал режиссёром Центрального театра Советской армии. После закрытия спектакля «Два товарища» по Владимиру Войновичу Леонид Хейфец, Сергей Шакуров и Наталья Вилькина подали заявление об уходе из театра.

В 1971–1986 годах Леонид Хейфец был режиссёром Государственного академического Малого театра, в 1988-1994 годах – главным режиссёром ЦАТСА/ЦАТРА, с 1998 года по 2022 год – режиссёром Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

В 1971-1980 годах Леонид Хейфец преподавал в Высшем театральном училище имени М.С.Щепкина. До 2012 года он преподавал режиссуру в Театральном институте имени Б.В.Щукина при Государственном Академическом театре имени Е.Б.Вахтангова. Он также преподавал и в Российском институте театрального искусства (ГИТИС) и среди его учеников: А.Кузичев, Е.Бирюкова, Н.Чусова, В.Данцигер, А.Смольянинов, П.Деревянко, А.Петров, А.Паль.

Список режиссёрских работ Леонида Хейфеца поистине необъятен, среди них «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона (Рижский ТЮЗ), «Шоссе на Большую Медведицу» Ю.Семёнова (дипломная работа), «Мой бедный Марат» А.Арбузова (ЦТСА), «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого (ЦТСА), «Часовщик и курица» И.Кочерги (ЦТСА), «Тайное общество» Г.Шпаликова и И.Маневича (ЦТСА), «Дядя Ваня» А.Чехова (ЦТСА), «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина (Малый театр), «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана (Малый театр), «Летние прогулки» А.Салынского (Малый театр), «Вечерний свет» А.Арбузова (Малый театр), «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера (Малый театр), «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины (Малый театр), «Король Лир» Шекспира (Малый театр), «Ретро» А.Галина (Малый театр), «Картина» по Д.Гранину (Малый театр), «Восточная трибуна» А.Галина («Современник»), «Зыковы» М.Горького (Малый театр), «Колея» В.Арро (МХАТ), «Павел I» Д.Мережковского (ЦТСА), «Боже, храни короля!» С.Моэма (ЦАТСА), «Маскарад» М.Лермонтова (ЦАТСА), «На бойком месте» А.Островского (ЦАТСА), «Бегущие странники» А.Казанцева (театр имени Моссовета), «Полонез Огинского» Николая Коляды (МДТ имени К.С.Станиславского), «Кукольный дом» Г.Ибсена (театр им. В.Маяковского), «Вишнёвый сад» А.Чехова (театр имени Моссовета), «Синтезатор любви» Алана Эйкборна (театр им. В.Маяковского), «Спуск с горы Морган» Артура Миллера (театр им. В.Маяковского), «Не всё коту масленица» А.Островского (театр им. В.Маяковского), «Цена» А. Миллера (театр им. В.Маяковского), «Отцы и сыновья» (по роману И.Тургенева «Отцы и дети») (театр им. В.Маяковского), «Все мои сыновья» А.Миллера (театр им. В.Маяковского), «Пигмалион» Б.Шоу (театр им. В.Маяковского) и другие.

С именем Леонида Хейфеца связана целая страница телевизионных интерпретаций русской классики: «Рудин» И.Тургенева, «Обрыв» И.Гончарова, «Вишнёвый сад» А.Чехова, «Доходное место» А.Островского.

Леонид Хейфец является лауреатом Международной премии имени К.Станиславского в номинации «За вклад в развитие театральной педагогики», зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссёр года: Мэтры» за спектакль «Цена» в Московском академическом театре имени В.Маяковского и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» 2019 года за выдающийся вклад в развитие театрального искусства…

Юрий Авербах (100),  7 мая 2022 г.

Юрий Авербах           Юрий Авербах – советский шахматист, деятель российского и международного шахматного движения, международный гроссмейстер, шахматный композитор, международный арбитр по шахматам и шахматной композиции, заслуженный мастер спорта СССР, Чемпион СССР, Председатель Шахматной федерации СССР.

Станислав Шушкевич (87),  3 мая 2022 г.

Станислав Шушкевич           Станислав Шушкевич – советский и белорусский государственный и политический деятель, Председатель Верховного Совета Белоруссии, подписавший Беловежские соглашения в 1991 году, которые констатировали распад СССР.

Леонид Кравчук (88),  10 мая 2022 г.

Леонид Кравчук           Леонид Кравчук – советский и украинский партийный, государственный и политический деятель, Первый президент Украины (1991—1994), Герой Украины, Полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого.

Ренат Ибрагимов (74),  14 мая 2022 г.

Ренат Ибрагимов           Ренат Ибрагимов – советский и российский эстрадный певец (баритон), актёр, композитор, продюсер, кинорежиссёр. Народный артист РСФСР, Мастер искусств Молдавии, Народный артист Республики Татарстан, Лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.

Валерий Рюмин (82),  6 июня 2022 г.

Валерий Рюмин           Валерий Рюмин – советский и российский космонавт, бортинженер космических кораблей «Союз-25», «Союз-32» («Союз-34»), «Союз-35» («Союз-37») и орбитальной станции «Салют-6», специалист полёта шаттла «Дискавери» (STS-91), лётчик-космонавт СССР №41, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук, подполковник-инженер запаса.

Темур Чхеидзе (78),  5 июня 2022 г.

Темур Чхеидзе           Темур Чхеидзе – советский, грузинский и российский театральный режиссёр, актёр, Народный артист Грузинской ССР, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Ленинской премии, главный режиссёр Большого драматического театра им. Г.А.Товстоногова.

Геннадий Бурбулис (76),  19 июня 2022 г.

Геннадий Бурбулис           Геннадий Бурбулис – советский и российский государственный и политический деятель, один из ближайших соратников Бориса Ельцина в начале его президентства. В 1991—1992 годах занимал должности Государственного секретаря и первого заместителя председателя Правительства России.

Юрий Шатунов (48),  23 июня 2022 г.

Юрий Шатунов           Юрий Шатунов – советский и российский певец, музыкант, поэт, композитор, солист группы «Ласковый май».

Леонид Сергеев (69),  5 июля 2022 г.

Леонид Сергеев           Леонид Сергеев – советский и российский автор-исполнитель, радиожурналист, журналист, писатель.

Вадим Бакатин (84),  31 июля 2022 г.

Вадим Бакатин           Вадим Бакатин – советский партийный и государственный деятель, либеральный реформатор органов госбезопасности, первый секретарь Кировского и Кемеровского обкома КПСС, Министр внутренних дел СССР, кандидат на выборах Президента РСФСР, последний руководитель КГБ СССР (МСБ СССР).

Дмитрий Врубель (62),  14 августа 2022 г.

Дмитрий Врубель           Дмитрий Врубель – российский и немецкий художник, представитель стиля соц-арт, известный главным образом как автор граффити «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», которое стало одним из символов воссоединённой Германии.

Михаил Горбачёв (91),  30 Августа 2022 г.

Михаил Горбачёв           Михаил Горбачёв – советский и российский государственный, политический, партийный и общественный деятель, последний Генеральный секретарь ЦК КПСС, последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР, единственный в истории президент СССР.

Игорь Масленников (90),  17 сентября 2022 г.

Игорь Масленников           Игорь Масленников – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер, педагог, Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Сергей Пускепалис (56),  20 сентября 2022 г.

Сергей Пускепалис           Сергей Пускепалис – советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, художественный руководитель Ярославского театра драмы имени Ф.Волкова, Заслуженный артист РФ.

Борис Моисеев (68),  28 сентября 2022 г.

Борис Моисеев           Борис Моисеев – советский и российский артист, эстрадный певец, танцовщик, хореограф, киноактёр, заслуженный артист России, многократный лауреат российских музыкальных премий «Овация» и «Золотой граммофон».

Олег Попцов (88),  16 октября 2022 г.

Олег Попцов           Олег Попцов – советский и российский журналист, писатель, политический деятель, деятель советского и российского телевидения, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Владимир Костров (87),  26 октября 2022 г.

Владимир Костров           Владимир Костров – советский и российский поэт, переводчик, драматург, лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Горького.

Александр Горшков (76),  17 ноября 2022 г.

Александр Горшков           Александр Горшков – советский фигурист, олимпийский чемпион, шестикратный чемпион мира и Европы, Заслуженный мастер спорта СССР, президент Федерации фигурного катания России.

Эдуард Артемьев (85),  29 декабря 2022 г.

Эдуард Артемьев           Эдуард Артемьев – советский и российский композитор, Герой Труда Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации, лауреат четырёх Государственных премий России, Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и премии «Золотая маска».

Кого мы потеряли в 2021 году…   ♦   Кого мы потеряли в 2023 году…